По словам экспертов, потребители все чаще отдают предпочтение продукции "заботливых" компаний. Так, в прошлом году во всем мире продукты социально ответственных производителей в среднем прибавили в продажах 4% на фоне роста менее 1% у компаний без программ устойчивого развития. "Социальная ответственность - это не просто дополнительная нагрузка для бизнеса или составляющая, необходимая для успешной работы на мировых рынках, но прежде всего инвестиции в будущее, в снижение рисков, - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Александр Рыбаков. С ним готов согласиться и председатель совета директоров АГТ Вячеслав Лащевский, который объясняет это явление так: "Компании не существуют в безвоздушном пространстве, их устойчивый бизнес в огромной степени зависит от того, какую репутацию они имеют в обществе".
Более половины опрошенных потребителей в России готовы платить больше за продукцию компаний, ответственно относящихся к обществу и окружающей среде, показало исследование Nielsen - компании, которая регулярно проводит мониторинг того, что люди смотрят и покупают. По ее данным, в прошлом году таких было 38%. Данные ритейл-аудита подтверждают вклад социальной ответственности в рост продаж.
"Может показаться странным, что на фоне увеличения цен и отказа от покупки продуктов питания, без которых можно обойтись, россияне готовы переплачивать за такое призрачное преимущество, как социальная ответственность, - говорит Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России. - Исследование, однако, выявило, что прямой зависимости между уровнем достатка и готовностью платить больше за бренды с программами устойчивого развития не существует. Например, в среднем в мире среди респондентов с достатком ниже 20 тысяч $ в год готовность переплачивать наблюдается у 68%".
Среди косвенных признаков предпочтения потребителями товаров социально ответственных компаний были отмечены покупки продуктов от брендов, которым доверяют (48%), полезных для здоровья продуктов (53%), продуктов из свежих, органических ингредиентов (56%).
"В конечном итоге социальные кампании - это инвестиции в репутацию, которые позволяют завоевать доверие. Добровольно беря на себя повышенные обязательства, бизнес разделяет с потребителями заботу об их будущем, показывая свое "человеческое" лицо, что для многих россиян, еще не избалованных избытком "социально ответственной" продукции, становится решающим аргументом в пользу покупки, - говорит Илона Лепп.
В России, в отличие, например, от западных стран, видимо, самый доступный и доходчивый способ заявить о социальной роли бизнеса - через ритейл. Как правило, социальная ответственность компаний демонстрируется через размещение информации на упаковке и/или с помощью различных пиар-компаний. 65% проданной продукции, изученной в рамках исследования, приходится на бренды, которые выбрали второй вариант. Ограничиваются информацией на этикете лишь 2% компаний.
Корпоративная социальная ответственность не только позволяет завоевать доверие потребителей, но и вносит вклад в рост продаж, показало глобальное исследование Nielsen. "Репутация и доброе имя компании - тот капитал, который следует хранить и приумножать даже в периоды экономических кризисов, - считает Вячеслав Лащевский. - Так что разработка и поддержка различных социальных проектов в рамках КСО оказывается для многих естественным выбором. Тем более, что такие инициативы могут быть дополнительно оценены именно сейчас, когда люди в них особенно нуждаются".