26.11.2015 00:20
    Поделиться

    Законодатели предложили увеличить срок за телефонный терроризм

    На этой неделе московские полицейские задержали очередного телефонного хулигана. Он трижды сообщал о минировании зданий - и трижды врал.

    Телефонным террористом оказался 21-летний гражданин Узбекистана. Он позвонил в дежурную часть ОМВД России по району Арбат и рассказал о заложенной бомбе в офисном центре в Карманицком переулке. Туда моментально выехали полицейские. Люди из бизнес-центра были эвакуированы, помещения и прилегающая территория обследованы. Взрывное устройство обнаружено не было. Через несколько дней звонившего задержали в Московской области.

    Полицейские говорят, что звонки о взрывных устройствах в Москве и в регионах участились после терактов в Париже. Только за последние дни по звонку пришлось эвакуировать 400 человек с Курского вокзала, 200 - с Ярославского. Зафиксированы сообщения о бомбах на Митинском радиорынке, в районе Домодедово, на станции метро "Международная" и в бизнес-центре на Бутырском Валу.

    Но полицию и граждан "кошмарят" не только в Москве. Только в ноябре пассажиров екатеринбургского аэропорта Кольцово трижды эвакуировали из здания из-за сообщений о минировании. А 17 ноября после анонимного звонка 400 человек были эвакуированы из поезда Новосибирск - Адлер. "Женщину, которая сообщила о бомбе, задержали, решается вопрос о возбуждении уголовного дела", - уточнили в полиции.

    Точной цифры таких звонков за нынешний год еще нет. А в прошлом году было 400 анонимных звонков только в столичном регионе. Если выезды спецов и эвакуацию граждан перевести в деньги, то это миллионы. Но главное - то, что в нужное время и в нужный момент специалистов может не оказаться на месте.

    Сейчас найти телефонного террориста для спецслужб особых проблем не составляет. И в отдельных регионах раскрываемость авторов таких звонков - уже 100%. Но вот беда - абсолютное большинство из пойманных отделывается штрафами или условным наказанием. Сейчас статья 207 УК РФ предусматривает ответственность в виде штрафов, исправительных, обязательных, принудительных работ, а также лишения свободы на срок до 3 лет. Правда, если ущерб превысил 1 млн рублей, то преступнику могут назначить максимальное наказание, до 5 лет лишения свободы. Но таких прецедентов пока не было.

    В 2015 году по 207-й в московские суды передано 31 дело, 80% осужденных по этой статье несут наказание в виде штрафа (от 20 до 100 тыс. рублей), а 20% - в виде ограничения свободы и принудительных работ.

    Не очень жесткое наказание явно способствует появлению новых хулиганов с телефонами.

    На днях депутат Александр Старовойтов внес в Госдуму законопроект, предлагающий увеличить наказание до 5 лет лишения свободы. А за нарушение, повлекшее причинение крупного ущерба, - с 5 до 7 лет.

    Не секрет, что абсолютное большинство звонивших о бомбе - пьяные. Когда их ловят, они искренне удивляются, что их находят и привлекают к ответственности.

    Часто звонят подростки, решившие сорвать контрольную или экзамен. Их ставят на учет. За бестолковых отпрысков деньгами отвечают родители. Но по каждому такому ложному звонку неизменно возбуждается уголовное дело.

    Пока своеобразным рекордсменом по ложным звонкам оказался выходец из Средней Азии. Он нелегально жил в Москве и проверял на прочность столичные правоохранительные органы. Сделал аж три десятка звонков. Но его поймали, несмотря на то, что он почти профессионально отключал телефон после очередного звонка.

    Кто звонит?

    Психиатры называют три типа телефонных террористов.

    1. Психически неустойчивые или паникеры поневоле. Эти граждане с тревожно-мнительным складом могут путем ложных сообщений пытаться компенсировать собственное состояние. Сообщая другим о несуществующей угрозе, они выплескивают внутреннее беспокойство. При этом могут искренне считать, что приносят пользу, а все остальные не проявляют бдительности.

    2. Паникеры-циники. В обстановке всеобщей паники и хаоса они видят отличный момент для утрясания своих проблем. Пример - двоечники, которые пытаются отменить контрольную при помощи телефона. Или опаздывающие пассажиры, "закладывающие" бомбу на вокзалы и в аэропорты, чтобы задержать отправление. Среди циников есть и те, кто испытывает удовлетворение от того, что после их звонка со своих мест снимаются сотни, а то и тысячи людей.

    3. Сознательные провокаторы. Они специально пытаются расшатать ситуацию и посеять панику, которая в итоге призвана усыпить нашу бдительность. И пусть Петя со своими волками - из детской сказки, но и в суровой реальности спецслужбы всего мира успешно используют "эффект перегорания": если общество чем-то сильно обеспокоено, замалчивание только подогреет любопытство. А вот если информацией "перекормить" - неизбежно искомое "выгорание" интереса.

    Как у них

    В США в большинстве штатов телефонные сообщения с угрозами взрыва квалифицируются как уголовное преступление, наказание - не менее года тюрьмы. В зависимости от законов штатов наказание может достигать 20-летнего тюремного срока (например, в Массачусетсе). Помимо этого придется уплатить 50 тыс. долларов и возместить нанесенный сообщением ущерб.

    Согласно данным американской статистики, более 90% сообщений о бомбах - ложные. При этом большинство реальных инцидентов не предваряются какими-либо звонками.

    Во Франции срок за звонок о бомбе составит до 10 лет (и не менее года), кроме того, виновный выплатит немалый штраф.

    В Китае в год отмечается до двух десятков ложных сообщений о бомбах на борту самолетов. Наказание за них может достигать 5-летнего тюремного срока. Однако в СМИ сейчас идет дискуссия на эту тему, и многие склоняются к американской модели, то есть к более жесткому наказанию.