19.11.2015 16:33

Астрономам впервые удалось увидеть зарождение планеты

Группа астрономов из США и Австралии впервые зафиксировала еще только формирующуюся планету. Как сообщается в журнале Nature, космический объект, растущий за счет поглощения газа и пыли, расположен у звезды LkCa 15, находящейся в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца.

Разглядеть рождение новой планеты исследователям удалось при помощи установленного в чилийской обсерватории Лас-Кампанас телескопа "Магеллан".

- Это первое неопровержимое открытие планеты, которая еще не закончила свое формирование. Разница в яркости между протопланетой и звездой сопоставима с тем, насколько лампочка ярче светлячка. Излучение планет крайне тяжело отделить от свечения звезды, но благодаря тому, что мы сфокусировались на определенной части спектра, где планета сияет ярко, мы смогли ее увидеть, - приводит РИА Новости слова Кейт Фолетт из Стэнфордского университета.

Открытие приблизило ученых к подтверждению гипотезы о том, что формирование планет начинается внутри плоского газопылевого диска, заполненного мелкими частицами пыли и плотными клубами, а заканчивается после серий столкновений планетизималей - "зародышей" планет размером с Весту или Цереру, а также крупных комет и астероидов.

Что происходит после превращения пыли в небольшие комки размером в сантиметр, астрофизики пока не знают. Существует несколько разных теорий, проверить которые до последнего времени было невозможно. Именно поэтому исследователи в настоящее время ведут усиленный поиск новорожденных планет и их "зародышей".

Астрономы обратили внимание на то, что в процессе формирования ядро будущей планеты и окружающий ее газ и пыль будут нагреваться до очень высоких температур, около 10-15 тысяч градусов по Кельвину. Это заставляет имеющийся в ядре водород светиться в красной части спектра видимого излучения.

Пытаясь найти "красный след" присутствия экзопланет в нескольких известных протопланетных дисков, Кейт Фолли и ее коллеги и обнаружили у солнцеподобной звезды LkCa 15 на расстоянии в 16 астрономических единиц зародыш планеты-гиганта LkCa 15b.

Открытие стало неожиданным, поскольку возраст протопланетного диска у LkCa 15 составляет всего два миллиона лет, что ставит планетологов перед вопросом, как "горячие юпитеры" и прочие планеты гиганты могут формироваться так быстро. Кроме того, судя по высокой яркости "красного следа", магнитное поле LkCa 15b примерно в 20 раз сильнее, чем у Юпитера сегодня. С помощью существующих планетологических теорий подобное явление почти необъяснимо.

Помимо разгадки этих странностей ученые планируют подтвердить и существование двух других экзопланет в данной звездной системе, чьи следы им удалось зафиксировать во время наблюдений за рождающейся LkCa 15b.