12.11.2015 10:39
    Поделиться

    Брянскую усадьбу Толстого предложили снести

    Проект реконструкции усадьбы поэта вызвал бурные споры
    Министерство культуры сообщило брянским властям, что в бюджете будущего года по распоряжению председателя правительства Дмитрия Медведева заложены более 163 миллионов рублей на реконструкцию усадьбы Красный Рог, принадлежавшей поэту А.К. Толстому. Но если не упредить роковые ошибки, эти деньги могут только навредить музею-усадьбе.

    Через два года Россия отпразднует двухсотлетие со дня рождения поэта Алексея Константиновича Толстого. Однако объявленная реконструкция Красного Рога, в котором он с супругой провел последние годы жизни, сопровождается чередой скандалов. Дошло до того, что литературовед, автор нескольких книг о Красном Роге и жизни Толстого, координатор общественной группы "В защиту усадьбы А.К. Толстого" предложила снести главный дом усадьбы. И у нее нашлись доводы.

    В 1941 году усадьбу сожгли. С тех пор ее пытались восстанавливать, и чаще не слишком удачно. В 1967 году во флигеле открылся музей поэта. Кроме двух флигелей подлинными объектами считаются погреб и прачечная. В 2012 году правительство страны утвердило план подготовки к юбилею поэта. Началась реставрация экспонатов. Специалисты из Петербурга по заказу министерства культуры начали разработку проекта экспозиций. Предложен и проект реконструкции усадьбы, но такой, что литературоведы схватились за голову.

    "Хлеб Толстого"

    Валерия Захарова отдала изучению усадьбы ровно тридцать лет, она знает здесь каждое дерево, если не травинку. Ей удалось записать свидетельства старожилов, которые детально пояснили, как выглядело то или иное здание в начале двадцатого века, как пролегали дороги и дорожки, до каких пределов простирались рощи. Захарова трижды спасала Красный Рог от уничтожения. Несколько лет назад мемориальную территорию уже собирались продать, и исследовательнице пришлось судиться.

    Ранее часть мемориальных зданий была утрачена, однако появились новые, и они не имеют никакого отношения к Толстому. А некоторые подлинные здания обложили силикатным кирпичом - тогда здесь располагался профсоюзный пансионат. Была надежда на то, что к двухсотлетию поэта удастся восстановить подлинный облик усадьбы.

    После начала подготовки к юбилею Брянский областной краеведческий музей, куда входит усадьба, заключил договор на разработку концепции воссоздания усадьбы с ЗАО "Научно-исследовательская экспертиза им. П.М. Третьякова". Исполнители должны были представить свой труд в конце ноября 2014 года. В Брянск зачастил представитель этого предприятия аспирант Руслан Прокопишин. Идеи, которые он и его соратники предложили, возмутили Захарову и других общественников. Одно из зданий решили превратить в некий "Музей Козьмы Пруткова", другое - в "графскую кухню", где будут выпекать "хлеб графа Толстого". Пансионатскую баню хотели переоборудовать в "графскую конюшню", тогда как толстовская конюшня располагалась в противоположном конце двора и имела другой вид. Музей предложили дополнить кафе и даже спортивным кортом. В общем, усадьба, по мнению разработчиков проекта, должна стать местом развлечений и торговли.

    Мемориальные здания тоже предложено коренным образом переделать. Внутреннюю планировку подлинного флигеля - изменить, печи - переместить, с погреба, где при Толстом хранили вино, хотят срезать землю, чтобы поставить над ним стеклянный навес с макетом усадьбы. Дорожки должны быть покрашены в разные цвета, якобы соответствующие эпохам Разумовских и Перовского, хотя они здесь и не жили, а лишь владели усадьбой.

    Проект реконструкции фасадов и кровли главного строения предложил архитектор-реставратор Александр Перов. Корреспонденту "РГ" он сказал, что его задача - придать главному дому стиль эпохи Толстого, а не восстанавливать все до последней детали: "В противном случае надо все разобрать и построить деревянный дом, как это было в то время, когда жил поэт. Кто хочет такой реставрации? И нужна ли она?"

    До основанья!

    Но два года назад разбирать кирпичный дом, восстановленный в 1993 году архитектором Василием Городковым, никто не требовал. А сегодня Валерия Захарова убеждена, что именно такое решение поможет вернуть усадьбе первозданный вид. Вернее, положить начало такому возвращению.

    Если сопоставить снимки главного дома начала прошлого века с нынешним зданием, можно без труда найти искажение пропорций, нехватку окон с одной стороны. Ранее Захарова предлагала достроить одну комнату, чтобы воссоздать подлинные размеры, но беда в том, что дом всего за двадцать лет в значительной степени оказался разрушенным. Его износ оценивается в 50 процентов. Влага и неудачные строительные решения привели к такому печальному итогу.

    - Недавно был найден первоначальный эскизный проект архитектора Василия Городкова. Он вполне соответствует мемориальному, - рассказала Валерия Захарова. - Найдена и фотография деревянного дома. Мы теперь настаиваем на сносе кирпичного здания, чтобы на старом фундаменте построить точно такое же здание, какое было при Толстом. Если затеять реконструкцию нынешнего, то больше денег потратим, чем на возведение нового. К тому же отступим от исторической истины. Дом уже ремонтировали, несколько миллионов затратили, но эти деньги выбросили на ветер - все приходит в негодность.

    По мнению Захаровой, архитектор Василий Городков построил кирпичное здание только потому, что не располагал тогда фотографией деревянного.

    Дом уже ремонтировали, но эти деньги выброшены на ветер

    - Тургеневское Спасское-Лутовиново дважды выгорело, но все восстановили. Тургенев приехал бы сейчас в свою усадьбу и узнал бы ее, а Толстой решил бы, что попал не в Красный Рог, когда бы увидел теннисный корт, - убеждена литературовед. - Главный усадебный дом - основной объект. Пускай к двухсотлетию не успеем построить - ничего страшного. Что будут отвечать посетителям Красного Рога, которые спросят, почему усадьба выглядит не так, как изображена на фотографии? Да это счастье, что дом изношен уже наполовину!

    Экспертиза затерялась

    Однако споры идут не только по поводу главного дома. Захарова и другие ученые забросали письмами и министерство культуры, и прокуратуру. Они возмущены тем, что никто не советовался с литературоведами и учеными. Руслан Прокопишин убежден, что снос зданий, принадлежавших пансионату, позволяет подготовить усадьбу для воссоздания исторических объектов и прокладки инженерных сетей. Захарова же настаивает на пересмотре технического задания и всей концепции воссоздания усадьбы:

    - Мы не понимаем, почему министерство поддержало нынешнюю концепцию с "хлебом Толстого". Почему разработчиками проекта оказались студент и охотовед. Ну, представьте, в техническом задании указана такая цель: "Разработка научной концепции воссоздания усадьбы и научной концепции туристско-рекреационного функционирования усадьбы, разработка окружающего ландшафта в виде народного парка". Да какой парк, если в законе его статус вообще не прописан?!

    До лучших времен

    Эти бурные споры команда Захаровой вела еще с бывшим директором департамента культуры Натальей Сомовой. Теперь Сомову сменила на этом посту Елена Кривцова. "РГ" она изложила свое мнение:

    - Мы согласны, что здание музея, построенное в 1993 году, не соответствует историческому облику главного усадебного дома, существовавшему при А.К. Толстом. Во время подготовки к юбилею его отремонтируем. Но мы не оставляем надежду, что в будущем на месте музея будет воссоздан дом, полностью повторяющий толстовский. Причем уже сейчас при воссоздании веранд вокруг музея и реконструкции бельведера будет учтено мнение Валерии Захаровой, которая ранее согласовала проекты.

    Сейчас главное - не допустить ошибок, не изуродовать прелестный Красный Рог, где, по словам поэта, ему легко писалось. Главэкспертиза дала отрицательное заключение на проект реконструкции сердца усадьбы. Но пока все очень смутно. Властям нужно собрать специалистов, общественников и наконец выяснить, чего от них ждут.

    Справка "РГ"

    Красный Рог стал местом постоянного обитания А.К. Толстого (1817-1875) в последние годы жизни. Усадьба расположена в селе Красный Рог на правом берегу реки Рожок. Она была основана в середине XVIII века графом К. Г. Разумовским, а позже унаследована его старшим сыном А.К. Разумовским, министром просвещения. С 1822 года владельцем села стал А.А. Перовский, внебрачный сын А.К. Разумовского. И уже в 1836 году усадьба перешла к Толстым. Мать поэта после его рождения оставила Петербург и уехала в малороссийское имение Погорельцы, а затем в Красный Рог. Поэт часто появлялся в усадьбе с 1837 года. В Красный Рог он перебрался вместе с женой Софьей Андреевной уже после отставки. Здесь была богатая библиотека, все интереснее становилась художественная галерея. В Красном Роге бывали Я.П. Полонский, А.А. Фет, И.С. Тургенев, философ Владимир Соловьев. До начала двадцатого столетия усадьба сохранялась в неизменном виде. Главный дом окружали четыре флигеля, но сохранился только один, где сейчас представлены личные вещи Толстого и его семьи. Во время войны часть имения сожгли немцы. Музей открыли в 1967 году в уцелевшем флигеле. Проект воссоздания главного дома брянский архитектор В. Н. Городков подготовил в 1960-е годы, но работы откладывались. Строительство началось в 1988 году и было завершено в 1993 при поддержке писателя Н. М. Грибачева.

    Поделиться