27.10.2015 00:41
    Поделиться

    Эксперты: Дефицит финансов у малого бизнеса - основная причина кризиса

    Отсутствие доступа к финансовым ресурсам предприниматели называют основной проблемой нынешнего кризиса. Почему деньги не идут на развитие малого и среднего бизнеса, обсудили участники "круглого стола" "Современные способы инвестирования в предприятия малого и среднего бизнеса" в МТПП.

    Председатель Комитета по консалтингу МТПП Лидия Чукина привела в пример результаты исследования аудиторской компании KPMG - 50% респондентов (более 10 тысяч представителей малого и среднего бизнеса из 82 российских регионов) отметили, что недостаточное обеспечение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам сегодня является главной проблемой для бизнеса. На втором месте административные барьеры и неблагоприятная бизнес-среда, бюрократизация. На третьем - недостаток квалифицированных кадров.

    Однако заместитель руководителя Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Алексей Охрименко сообщил, что на днях в правительство был внесен проект федеральной концепции развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, который предусматривает в том числе обеспечение доступа к финансовым ресурсам.

    С 2005 года минэкономразвития реализует программу поддержки малого и среднего бизнеса. "За период действия программы объем финансирования вырос в 10-12 раз, в реализации программы сегодня участвует около 85 субъектов", - говорит Алексей Охрименко. В 2015 году на поддержку малого и среднего бизнеса выделено 18,5 млрд руб., при этом 16,9 млрд руб. - это средства на предоставление прямой поддержки и 1 млрд руб. на создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков.

    Среди основных механизмов поддержки Алексей Охрименко назвал гранты начинающим предпринимателям, субсидии государственным микрофинансовым организациям и гарантийным фондам, субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование покупки нового оборудования, лизинга оборудования. Помощь производственному сектору ставится на первое место, поэтому именно для него разработано большое количество видов поддержки. В том числе тех, которые направлены на обновление материально-технической базы и модернизацию производства. Также правительство вкладывает средства в создание центров кластерного развития, региональных центров инжиниринга, центров прототипирования, центров сертификации, стандартизации и испытаний, региональных центров поддержки экспорта, региональных интегрированных центров.

    Перечень выделяемых субсидий включает субсидии социально ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, субсидии центрам дневного времяпрепровождения детей, дошкольным образовательным центрам, центрам молодежного инновационного творчества, центрам развития народных художественных промыслов. Охрименко рассказал, что с 2015 года субъекты малого предпринимательства могут получить поддержку в форме поручительства по обязательствам в размере до 70% кредита на срок более 1 года. С 2016 года поддержка бизнесу будет оказываться и на базе многофункциональных центров.

    Представитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Марина Севергина отметила, что в Москве действует 19 технополисов. В дальнейшем эту форму поддержки бизнеса планируют развивать и увеличить их число. Запущена программа предоставления микрозаймов на срок до 3 лет в размере до 3 млн рублей. В то же время от ряда видов поддержки бизнеса город отказался. В их числе субсидии на конгрессно-выставочную деятельность, начинающим предпринимателям и субсидии по лизинговым платежам.

    Директор по маркетингу и связям с общественностью "Микрофинанс" Ксения Хорьякова рассказала о возможностях микрофинансирования проектов. Микрозаймы выделяются в основном на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, участие в тендерах. По данным компании, 50% займов предоставляются юридическим лицам в сфере торговли, при этом 65% заемщиков являются индивидуальными предпринимателями, 34% - обществами с ограниченной ответственностью. В Москве размер микрозайма варьируется от 550 тысяч до 1 млн рублей, при этом ставки колеблются в пределах от 12,5 до 60%, средняя ставка составляет 35%. "Это неподъемный процент. Нет такого бизнеса, по крайней мере легального, который позволяет обслуживать такой процент", - отметил Александр Квирквелия, член совета Гильдии предприятий торговли и услуг. В оправдание высокому проценту Хорьякова отметила, что микрофинансирование позволяет предоставить финансирование тем, кто не может рассчитывать на кредит в обычном банке из-за жестких требований к заемщикам. Микрофинансовые организации запрашивают у потенциальных заемщиков минимальное количество документов.

    "От лица бизнеса я могу подтвердить, что все перечисленные меры поддержки есть", - подтверждает заместитель председателя Гильдии предприятий торговли и услуг Анна Вовк. Но добиться их оказывается не так уж и просто. "Я сама прошла весь путь и могу сказать, что получила массу впечатлений, - говорит Вовк. - Итог - по сей день при наличии гарантийных обязательств, которые превышают в десятки раз объем запрашиваемого займа, при наличии действующего бизнеса, который включает и торговлю, и производство, я не имею ни одного подтвержденного банковского продукта".

    Среди типичных проблем компаний при доступе к финансам отмечается превышение стоимости залога над объемом займа. Но прозвучавшее предложение использовать для этих целей кадастровую оценку Анна Вовк не поддержала: "Оценочная, коммерческая стоимость в два с половиной раза больше, чем та, что есть по кадастру". Поэтому у бизнеса нет стимулов использовать кадастровую стоимость в качестве залоговой. В случае возникновения просроченной задолженности такое имущество уйдет от заемщика по цене существенно ниже рыночной.

    Председатель Экспертного совета процессингового центра Энергетического клуба ШОС Максим Тууль заявил, что российский бизнес мог бы рассчитывать на получение частных инвестиций, но проблема в том, что проектов, которые готовы к рассмотрению кредитными комитетами организаций-инвесторов, нет. Уровень подготовки инвестиционных предложений в России очень низкий.

    Это подтверждает и эксперт рынка купли-продажи действующих предприятий малого и среднего бизнеса Алексей Москвич. Он говорит, что в России есть инвесторы, готовые вкладывать средства в развитие бизнеса, но подготовленных для инвестирования проектов мало.

    "Из барменов в бизнесмены, - так описывает проблему малого бизнеса в России Анна Вовк. - Это сегмент, зачастую представленный молодыми людьми, которые не хотят "работать на дядю" и пытаются взять кредит на развитие собственного дела под залог недвижимости родителей". "Мы со 100%-ным риском относимся к их проектам, даже если они обеспечены недвижимостью", - признается Вовк. Впрочем, в России есть и другие бизнесмены, образованные, хорошо знакомые с финансовыми инструментами.

    Финансовые структуры тратят свое время на то, чтобы отделить зерна от плевел и оценить, с кем в малом бизнесе можно работать, а с кем не стоит. Безусловно, на это уходит немало времени. Видимо, поэтому многие финансовые структуры предпочитают просто не работать с "малышами".

    Поделиться