26.08.2015 22:28
    Поделиться

    На фестивале "Созвездие" начался конкурсный отбор

    Первый конкурсный день фестиваля "Созвездие" в Воронеже отдали детям - жюри оценило творческие работы ребят от пяти до десяти и от 11 до 16 лет. Тарантелла на ксилофоне, елецкая фарандола, "Радуга Победы" и цирковые трюки - программа смотра художественной самодеятельности ООО "Газпром трансгаз Москва" удивила широким спектром жанров и стилей.

    Как уже сообщала "РГ", на II фестиваль "Созвездие" съехалось более тысячи гостей из 14 регионов Центральной России и стран СНГ. Конкурс охватывает шесть основных направлений сценического искусства, от вокала (народный, эстрадный, классический, джазовый) и хореографии (народная, эстрадная, бальная, классическая) до ВИА и цирка. Среди участников - как сотрудники линейных производственных управлений магистральных газопроводов и их дети, так и ребята, которые занимаются в школах и студиях, поддерживаемых компанией "Газпром трансгаз Москва".

    Открыли конкурсный "марафон" самые маленькие дарования - в основном с народными и игровыми танцами и песнями. Из общего ряда выбилась Лиза Обатурова (Путятинское ЛПУМГ) - девочка играет на гуслях. Дети от 11 до 16 лет продемонстрировали не только знание фольклора и артистизм, но и серьезные намерения закрепиться на сцене. Многие участники признавались, что планируют заниматься искусством профессионально.

    - Пять лет назад я стал учиться игре на барабанах и ксилофоне. Мне нравится музыка, ударные, нравится выступать, и я думаю, что смогу сделаться музыкантом, - рассказал 12-летний Егор Плетнев из Курска после того, как сыграл "Неаполитанскую тарантеллу" Россини на своем необычном для классики инструменте. - Занимаюсь в музыкальной школе № 1 у Александра Сергеевича Крутнова, часто выступаю в концертах и на фестивалях, не один раз побеждал. Но Гран-при пока не было! На "Созвездии" впервые. Уровень организации здесь гораздо выше, чем мне приходилось встречать.

    Победители газпромовских фестивалей нередко выбирают стезю в искусстве, подтвердила тульский педагог по вокалу Елена Адамова - сотрудница ДК, который находится на балансе ООО "Газпром трансгаз Москва". Ее ученики брали первые места, участвовали в престижном корпоративном смотре "Факел". А Ильдар Ахмедов, получивший в 2013 году Гран-при первого "Созвездия", уже поступил в консерваторию в Италии. В Воронеж Адамова привезла Лену Калюжную с композицией из репертуара Андреа Бочелли.

    - Номинация называется "академический вокал", но по большому счету это эстрада. Лена занимается у меня второй год, и я стараюсь подбирать ей разнообразный репертуар, - пояснила Елена Николаевна. - Нельзя, на мой взгляд, зацикливаться на чем-то одном - классике или фольклоре. Если у тебя есть голос, если он правильно поставлен - то ты сможешь за счет подачи звука петь в разных манерах и стилях.

    До того, как "переметнуться" на вокал, Лена пять лет танцевала в том же ДК. По ее словам, больше для развития пластики: чтобы петь на сцене, нужно хорошо двигаться, быть раскрепощенной. На фестивале девушка впервые - впечатлений масса!

    Сколько эмоций вызывает у ребят участие в конкурсе, говорить и не стоит - все видно по лицам. За кулисами не умолкает девичий щебет. Кто крестится, кто поправляет макияж и выбирает "правильную" улыбку, кто подсматривает за конкурентами - как репетируют, какие костюмы. Закончив выступать и получив свою порцию аплодисментов, конкурсанты бегут в зрительный зал "болеть" в зале за товарищей по команде.

    - Для меня фестиваль - это прежде всего новые друзья. Ну и опыт: слушаешь других, что-то у них перенимаешь, какие-то приемы интересные, - признался один из солистов мужского трио "A’cappella Jazz" девятиклассник Марк Ким. - Я сам из Симферополя, несколько лет назад переехал в Воронежскую область. Сначала там ходил на вокал в музыкальную школу, потом как бы перерос ее уровень, и теперь папа меня два раза в неделю возит на занятия в Воронеж, в детскую школу искусств № 1. Вообще-то пою один, но педагог недавно "определила" меня в ансамбль "A’cappella Jazz", где уже за минувшие годы не один состав сменился. Поем и классику, и поп, и джаз. Для нас с ребятами это уже третий фестиваль, весной взяли Гран-при на конкурсе "Сиреневый май" в Воронеже. Надеюсь покорить большую сцену!

    А вот 15-летний Роман Клепов, единственный участник "Созвездия" в номинации "оригинальный жанр", ходит в цирковую студию в Подмосковье для души - "чтобы у компьютера поменьше сидеть". Парень показал в Воронеже номер "Динамика", где стремительно собирал, разбирал и вращал в воздухе кубы из полых стальных труб. Сорвал овации.

    - У нас в ДК в Красной Пахре есть цирковой коллектив "На бис", там все основные направления представлены: жонглирование, акробатика, эквилибристика… Самый популярный жанр, конечно, файер-шоу, но из-за противопожарных требований мы факелы не зажигаем, - сообщил Рома. - Я в этот коллектив третий год хожу, все в принципе попробовал, только жонглировать до сих пор не умею. Нас постоянно приглашают на местные праздники, в школе знают мои номера. И в конкурсах, конечно, участвуем. Интересно же поездить по городам, посмотреть людей…

    Педагог из московской делегации Людмила Герасимова добавила, что "Созвездие" отличается от многих фестивалей тем, что участие здесь бесплатное, а все возникающие проблемы "решаются с кураторами моментально".

    Прямая речь

    Семен Мильштейн, председатель жюри фестиваля "Созвездие":

    - Впечатления от первого дня позитивные, планку конкурс держит. Есть, безусловно, недочеты, и мы их будем разбирать на встрече членов жюри с педагогами и руководителями коллективов. Обычно сначала обсуждаем концептуальные вопросы, даем общие рекомендации. А затем в индивидуальном порядке говорим о деталях конкретных номеров. Хочу подчеркнуть: судьи максимально доступны. Мой личный телефон и адрес "электронки" знают все, в течение года люди и звонят, и пишут, я всегда отвечаю. Присылают видеозаписи новых номеров, спрашивают совета - вплоть до того, как подобрать костюм! Я в одежде-то не специалист, но поделиться мнением - почему нет? Чаще, конечно, даю советы в пределах своей компетенции - как выбрать произведение, как исполнить. Самодеятельные коллективы часто используют фонограмму - нет сомнений, живой звук лучше, но я современный человек и отнюдь не призываю запретить "минуса". Ведь это техническая необходимость.

    Виктория Кривицкая, коммерческий директор телеканала "Россия - Культура", член жюри:

    - На фестивале "Созвездие" я первый год, а до этого видела "Факел" - и в отборочных зонах, и на фестивале в Сочи. Есть с чем сравнивать. После "Факела" кажется, что тебя трудно чем-то удивить, но и после первого конкурсного дня должна признать, что "Созвездие" тоже замечательный проект. Уровень выступлений достойный. Для канала "Культура" сегодня очень важно то, что происходит в регионах. Изначально наша задача состояла в том, чтобы люди в разных уголках России могли познакомиться с большим, классическим искусством, увидеть лучшие мировые образцы. Но сегодня для нас не менее интересно и народное творчество, и то, что люди в регионах имеют возможность творчески развиваться и приобщаться к культуре. И то, что делает "Газпром" для искусства, которое мы привыкли называть самодеятельным, - это один из кирпичиков, составляющих культуру. Без них не будет страны. Мы рассказываем о фестивале "Созвездие", знакомимся на нем со многими коллективами. Ведь лучшие конкурсанты отправляются на "Факел", а затем нередко становятся лауреатами государственной премии в области народного творчества. И это, безусловно, наши герои.