10.08.2015 20:00
    Поделиться

    Минздрав: Сохранять полупустые роддома "ради галочки" - неэффективно

    За последние 1,5 года в 36 регионах было закрыто 25 роддомов и 16 родильных отделений. В общей сложности сокращено 1756 акушерских коек. Это - данные мониторинга, проведенного ОНФ в рамках подготовки к запланированному на сентябрь Всероссийскому форуму по здравоохранению. Всего было проверено 72 региона.

    "В результате такой "оптимизации" в оставшихся роддомах наблюдается наплыв рожениц, медикам приходится применять к ним поточный подход, использовать методы искусственного стимулирования родов, что приводит к росту числа детей-инвалидов. Растет также число "дорожных" и домашних родов" - к такому нелицеприятному выводу пришли эксперты рабочей группы ОНФ "Социальная справедливость". А тут еще подошла статистика за полгода: хотя в большинстве регионов младенческая смертность снизилась, но в 20 субъектах она все же подросла относительно среднероссийского уровня. Ухудшение показателей в ОНФ связали с проводимой реорганизацией.

    По словам главы Фонда "Здоровье" Эдуарда Гаврилова, активное развитие в последние годы системы родовспоможения, строительство перинатальных центров помогло к 2014 году серьезно снизить материнскую и младенческую смертность. Но когда на акушерских койках начали экономить, это сразу отразилось на статистике. Доступность помощи женщинам ухудшилась, считают в ОНФ. Например, в некоторых районах Кемеровской области расстояние до акушерских пунктов теперь достигает 200 км. А из села Шатрово в Курганской области, где не так давно с шумом закрыли родильное отделение, женщинам теперь надо ездить рожать в Курган, за 180 км, сообщают общественники.

    Но в минздраве говорят, что выводы экспертов ОНФ ошибочны. "В Кемеровской области, названной ОНФ в числе лидеров по сокращениям, в течение последних трех лет не было закрыто ни одного акушерского стационара, а максимальное расстояние до ближайшего акушерского пункта составляет не 200, а 60 км. Но давайте не жонглировать цифрами, а разбираться в ситуации детально, - прокомментировала ситуацию глава профильного департамента минздрава, профессор, неонатолог Елена Байбарина. - За первое полугодие младенческая смертность в целом по стране не увеличилась, а снизилась. При этом оптимизация как таковая к ухудшению показателей в некоторых регионах отношения не имеет. Какие родильные отделения закрывали? Старые, расположенные нередко в деревянных домах без удобств и к тому же незагруженные. И дело вовсе не в экономике. В акушерстве, как и в хирургии, очень важно быть всегда в рабочей форме. А о каком сохранении профессионализма можно говорить, если врач или акушерка принимают роды один-два раза в месяц, а то и реже?"

    Кто спорит - конечно, спокойнее и надежнее рожать не в сельской больнице, а в современной клинике, когда в отделении есть все необходимое оборудование, а персонал знает свое дело на отлично. Но как быть, если до роддома ехать и ехать? "Если в поселке нет роддома и есть проблемы с транспортной доступностью, то рожениц необходимо направлять на госпитализацию в роддом заранее", - говорит Байбарина. Но с маршрутизацией местные службы справляются далеко не всегда.

    Конечно, статистика - штука непростая, просто "накладывая" одни цифры на другие, объективной картины не получишь. Самое большое сокращение коек произошло в Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Тверской, Оренбургской, Рязанской, Курганской, Смоленской, Воронежской областях, Ямало-Ненецком АО и Башкирии. При этом статистика в четырех регионах из этих 11 действительно стала хуже, но в остальных семи - улучшилась. В то же время, к примеру, Калужская область в число лидеров по сокращению родотделений не попала, но по младенческой смертности по итогам полугодия - одна из худших в стране.

    "Надо смотреть не только цифры, тем более текущие, за короткий период, но и искать причины происходящего, - говорит Елена Байбарина. - И мы это, конечно же, делаем. Снижение смертности не может идти синхронно во всех регионах. Каждый чрезвычайный случай с матерью и ребенком - это повод для обязательного анализа. В неблагополучные регионы мы выезжаем, разбираемся на месте, анализируем истории болезни вместе с главными специалистами. Дальше - принимаем меры. По той же Калужской области, например, рост смертности оказался связан во многом с социальными причинами. Либо мама была наркоманкой, либо зависима от алкоголя, курила, имела многочисленные аборты. Есть и случаи, когда женщины не могли иметь ребенка по состоянию здоровья, но от аборта по медицинским показаниям отказались, захотели рожать, это их право".

    В целом же, по данным минздрава, около 40% смертей на первом году жизни обусловлены у нас не столько медицинскими, сколько социальными причинами. В дополнение к уже названным, например, активное неприятие некоторыми родителями правил вакцинации приводит к тому, что дети заражаются и заболевают. "С прошлого года мы ввели в календарь прививку против пневмококковой инфекции, и результат сразу налицо: уменьшение младенческой смертности от пневмонии на 18%", - сообщила Байбарина.

    Система родовспоможения продолжает перестраиваться: в дополнение к уже открытым строится более 30 перинатальных центров, скоро эти современные роддома откроются практически в каждом регионе. Сразу три начнут принимать пациенток в подмосковных городах, где действительно нагрузка на родильные отделения очень высокая.

    В целом по стране, по данным Росстата, в первом полугодии 2015 года младенческая смертность снизилась по сравнению с прошлым годом на 13%. "Это 799 спасенных детишек - целая школа, - говорит Елена Байбарина. - Конечно, проблем еще очень много, но в целом ряде регионов у нас уже достигнут вполне европейский уровень родовспоможения с показателями не хуже, чем в Финляндии, Германии, других европейских странах".

    Поделиться