06.08.2015 21:40
    Поделиться

    В России начали уничтожать запрещенные к ввозу продукты

    В России сегодня приступили к уничтожению на границе сельскохозяйственной продукции, которая запрещена к ввозу в страну в рамках "продуктового эмбарго". Продовольствие будут уничтожать в том числе и в специальных промышленных печах.

    Ликвидировать продукты, которые были изъяты на российских рубежах, будут в любом случае, даже если владелец или организатор их доставки не был установлен.

    Россиянам, которые привезли из стран, попавших под российские антисанкции, продукты для собственного холодильника, а не для продажи, беспокоиться не нужно. Указ об уничтожении запрещенных к ввозу продуктов, вступивший вчера в силу, на еду, ввезенную гражданами для собственного употребления, не распространяется.

    Но сама по себе идея уничтожения еды вызвала весьма широкий резонанс в обществе. Нет ли другого выхода, кроме уничтожения еды? Именно этот вопрос "Российская газета" задала главе Роспотребнадзора Анне Поповой:

    - Очевидно, продукция, ввезенная или находящаяся в обороте без документов, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, не может быть допущена до оборота. Она подлежит утилизации, как представляющая опасность для здоровья населения. И может привести к возникновению, распространению заболеваний, отравлению людей и животных, загрязнению окружающей среды. Потому что, как правило, может ввозиться по поддельным документам. Контрольно-надзорные органы не располагают точными данными не только о ее производителе, но и стране происхождения и, соответственно, о санитарно-эпидемиологической ситуации, условиях производства, степени государственного контроля за ее выпуском. Наш подход заложен как основной принцип санитарно-эпидемиологической безопасности. Он действует в нашей стране несколько десятилетий.

    Чиновники указывают, что решение уничтожать незаконно ввезенное продовольствие, а не пытаться использовать "санкционные" продукты как-либо еще, было принято осознанно. Во-первых, цель - добиться остановки потока запрещенной еды. "Мы уверены, что ответственным органам (Россельхознадзору, Федеральной таможенной службе и Роспотребнадзору) не придется уничтожать большие объемы продукции, поскольку как только контрабандисты поймут, что государство пресекает любые возможности ввоза санкционной продукции, они перестанут их отправлять в Россию. Эти меры будут разовыми", - заявил глава минсельхоза Александр Ткачев. Он отметил, что спустя неделю, после того как стало известно о том, что санкционные продукты будут уничтожаться, объем их ввоза сократился в десять раз.

    Не исключено, что продовольственное эмбарго может распространиться еще на несколько стран

    По словам Александра Ткачева, не исключено, что продовольственное эмбарго распространится еще на семь стран. "Это страны незначительные и на продовольственном рынке погоды практически не делают. Их доля в разных областях - от 3 до 5 процентов. Мы изучаем ситуацию, как можно отреагировать", - заявил Александр Ткачев.

    "Это не золотая жила, которую можно разрабатывать, - рассказал "Российской газете" помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. - Нужно понимать цель, которую мы перед собой ставим - уничтожить контрабанду санкционных товаров как явление".

    Представитель ведомства добавляет, что есть и еще одна причина. В России существует система отслеживания безопасности ввозимой продукции. Она предполагает, что органы ветеринарного и фитосанитарного надзора той страны, откуда в Россию поступают продовольственные товары, отвечают за безопасность местной продукции. Подтверждая свою ответственность, местные власти выдают к каждой партии товара сопроводительные документы. Так что Россельхознадзору не приходится отправлять в лабораторию каждую фуру или контейнер - это было бы невозможно. Проверки проводятся выборочно. И если обнаруживаются нарушения, российские и иностранные ведомства совместно разбираются в проблеме, ищут решение. Если ситуацию исправить не удается, ввоз продукции прекращается.

    С "санкционными" товарами такую систему выстроить невозможно. Продукция идет по поддельным документам. "Это товары, которые были произведены неизвестно кем и неизвестно при каких условиях. То есть это продукты неизвестного происхождения. И мы не можем знать, какие риски они несут", - рассуждает Алексей Алексеенко. Поэтому идея выдачи "санкционной" еды нуждающимся, похоже, терпит поражение.

    Возможности отправить на исследование каждую партию тоже нет. Поэтому остается только вариант утилизации. "Некоторые по доброте сердечной предлагают давать такую продукцию в детские дома. Но тут лишь можно сказать об определенной безграмотности в отношении вопроса безопасности продуктов питания", - заключил в беседе с "РГ" Алексей Алексеенко.

    Поскольку уничтожать незаконно ввезенную еду планируется на границах, то в этом участвует и Федеральная таможенная служба. ФТС утвердила порядок уничтожения товаров, запрещенных к ввозу в Россию из ряда стран, еще 5 августа 2015 года, сообщили "Российской газете" в Федеральной таможенной службе. "Такая продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта об изъятии", - говорится в письме ведомства. Распоряжение, подписанное руководством ФТС, в тот же день было направлено во все таможенные органы, уточняют в службе.

    Кстати, уже вчера в Псковской области на границе России и Белоруссии была задержана машина с полуторатонным грузом помидоров, на которые не было фитосанитарного сертификата. При досмотре овощей на упаковках не нашли маркировки, но зато нашли следы срыва этикеток. Водитель фуры, узнав, что помидоры подлежат уничтожению, угнал ее на территорию Белоруссии.

    При всем при этом нужно различать бытовое и юридическое понятие контрабанды, отмечают специалисты. Еда, которая подлежит конфискации и уничтожению в рамках уголовного законодательства, под это понятие не попадает. Это еще один аргумент в пользу того, что подобные товары государство не может конфисковывать и изымать в пользу нуждающихся. "Понятие контрабанды сформулировано в Уголовном кодексе, это точно определенный тип ввоза конкретных товаров. Все, что ввозится и одновременно не входит в этот перечень, не является контрабандой в юридическом смысле. И поэтому подлежит уничтожению в рамках закона", - отмечают опрошенные "РГ" специалисты в области таможенного права.

    Мнение юристов

    Евгений Жилин, советник Федеральной палаты адвокатов России:

    - Что касается международного права, то никаких международных конвенций, которые бы регулировали порядок исполнения эмбарго, не существует. Международное право к данному вопросу относится нейтрально, понимая, что у каждого государства есть суверенитет, и оно вправе принимать самостоятельные решения.

    Что касается национального опыта, он совершенно разный. Какие-то государства просто не допускают ввоз, разворачивают на границе. Где-то запрещенные продукты уничтожают.

    Антон Толмачев, специалист по международному праву, управляющий партнер юридической компании:

    - Действующий в ЕС Таможенный кодекс допускает уничтожение товаров, не имеющих статуса товаров Сообщества, при этом главным условием является отсутствие расходов для таможни в связи с таким уничтожением.

    А в США, например, любят уничтожать нелегальную продукцию демонстративно. Таким образом, например, в этом июне на Таймс-сквер в Нью-Йорке уничтожили целую тонну слоновой кости, изъятой из одного из магазинов Филадельфии, отправив ее в дробилку.

    Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров инвестиционно-финансовой компании:

    - Уничтожение импортируемых и произведенных на территории той или иной страны продуктов питания в мировой практике, как правило, обосновывается введением эмбарго в отношении отдельных поставщиков по геополитическим или другим мотивам (пример - эмбарго на продукцию Кубы, введенное в США еще в прошлом веке...

    Уничтожение запрещенных к ввозу товаров в мировой практике происходит в строгом соответствии с местным законодательством и предваряется отчуждением права на собственность, а в некоторых случаях и санкциями (штрафом или даже заключением) в отношении лица или группы лиц, намеренно совершивших попытку нарушить постоянный или временный запрет на провоз конкретной продукции.

    Никита Исаев, кандидат юридических наук, директор Института актуальной экономики:

    - Задача главы государства - отстаивать интересы страны на мировой арене.

    Решение по уничтожению контрабанды - защита государственных интересов. Причем это распространенная практика. Можно вспомнить опыт Соединенных Штатов Америки в начале Великой депрессии 1929-1933 годов, уничтожавших контрабандные продукты питания на глазах у голодающего и потерявшего работу населения.

    Тогда общество понимало, что это безусловная необходимость в тот момент. Можно привести примеры резких действий стран Евросоюза по защите своего отечественного рынка производителей продуктов питания. Россия действует в рамках установленных международными нормами и нормами Всемирной торговой организации, членом которой является, правилами борьбы с контрабандной продукции.

    Подготовили Владислав Куликов, Иван Петров

    А как у них?

    Скандинавия

    В Финляндии, только по официальным данным, ежегодно уничтожается 400 миллионов килограмм продуктов. Кроме этого, 75 миллионов килограмм каждый год отправляют на уничтожение финские магазины и супермаркеты. Речь идет не только о просроченных упаковках с едой, но и о продуктах хорошего качества, которые не имеют должным образом оформленных паспортов, хранились или перевозились в неподходящих условиях. В Финляндии продукты, запрещенные к реализации, уничтожаются или сжигаются на специальных предприятиях по переработке органического мусора. Расходы по их утилизации лежат на государстве, а также на торговых точках. По словам финского правозащитника Йохана Бекмана, уничтожение качественной и пригодной для употребления еды принимает огромные масштабы. Самые резонансные случаи последнего времени связаны с утилизацией нелегально ввезенного на территорию Финляндии алкоголя и мяса, - сказал финн.

    Кстати, качественные продукты в больших количествах уничтожаются и в соседних государствах. В этом году шведские супермаркеты, во главе с крупнейшей в стране торговой сетью ICA, грозили приостановить закупки свинины в Дании после многочисленных сообщений о том, что в стране ежегодно забивают около полумиллиона новорожденных поросят, весом менее одного килограмма. В итоге датским производителям свинины пришлось уничтожить мясо, показавшееся шведам "неправильным". Отметим, что в Скандинавии, так же как и в Финляндии, утилизации подлежат любые продукты питания с непонятным происхождением и не имеющие правильно оформленных документов. При этом здесь не стремятся вникать в то, пригодна ли данная еда для употребления. Ее просто сжигают на заводах по переработке органического мусора. Сообщается также о том, что после введения российских контрсанкций в Скандинавии испортились, сгнили или были уничтожены разные виды овощей, мяса и молочных продуктов. Часть таких продуктов, предназначенных для российского рынка, не раздавали местным беднякам, а просто утилизировали.

    Франция

    Как во Франции поступают с незаконно оказавшимся в стране товаром, будь-то обувь, одежда или продукты питания? Уничтожают. Так, в Марселе в конце прошлого года пустили под пресс свыше 30 тысяч предметов, конфискованных в морском, а также авиационном портах. Это были игрушки, 100-процентно фальшивая обувь известных марок, такая же одежда, произведенная в азиатских и африканских странах. Местных таможенников настораживает то, что активно увеличивается поток контрафактной еды. Не так давно в Гавре перехватили партию банок с икрой, якобы произведенной на юго-западе Франции в Аквитании. На самом деле икра оказалась азиатской подделкой низкого качества. Икра, а также 17 тонн рыбной муки ликвидировали, а лиц, причастных к преступному трафику, отправили под суд. По французским законам за нелегальный ввоз в страну низкопробного контрафакта полагается до двух лет тюрьмы и штраф в 35 500 евро. До недавнего времени во Франции супермаркетам было разрешено уничтожать просроченные продукты питания. Их, как правило, помещали в мусорные баки и заливали химикатами.

    Подготовили Анна Федякина, Надежда Ермолаева, Вячеслав Прокофьев (Париж)

    Поделиться