27.07.2015 12:41
    Поделиться

    Норвежское кино 2015 года: документальное и игровое

    Представляем вниманию читателей обзор норвежских фильмов, вышедших в прокат на территории Норвегии в первой половине 2015 года. Июль и август - время отпусков и традиционного затишья - не очень богаты выходом на экраны новых фильмов. Так что сейчас - самое время сосредоточиться на премьерах прошедшего полугодия.

    Документальное кино

    Документальный фильм Тоньи Хессен Шей "Дрон" (Drone) рассказывает об использовании беспилотников в зоне современных конфликтов. Преимущественно о том, как новейшие технологии применяются США. Идея снять фильм на эту тему возникла у режиссера после того, как ей стало известно, что к одной из операций военного назначения с использованием дронов было привлечен человек, полностью ушедший в мир компьютерных игр. Фактически, ему перепоручили управление аппаратом и стрельбу. На экране можно увидеть людей, ставших "мозгом" и "глазами" дрона. По сути, они в какой-то степени перевоплощаются в духов, непредсказуемых и загадочных для остальных. Несущих то, что не всегда возможно заметить и чему практически невозможно противостоять.

    Проблематика фильма не сужена до сугубо технических вопросов. Картинка с прицелом, несущим скорое разрушение и смерть, также стала привычной частью индустрии развлечений. Более того, когда люди со страхом и каким-то противоестественным любопытством смотрят новостные сюжеты о вооруженных конфликтах, в которых показывают кадры с наведением прицела на поражаемую цель, они косвенно делают это с той же целью - развлечься, утолить любопытство.

    Вторым документальным фильмом стали "Братья" (Brødre) - лента об основных этапах взросления двух братьев (восемь лет регулярных съемок). Через диалоги и немые сцены режиссер Аслауг Хольм заставляет нас, по эту сторону экрана, напрячь все чувства (что не так уж просто) и проследить за душевным и личностным развитием детей. Художественными приемами, используемыми режиссером, этот фильм напоминает "Отрочество" - с тем отличием, что фильм Линклейтера - художественный.

    "Случайная рок-звезда" (Den tilfeldige rockestjernen) Игора Деволда рассказывает о творчестве популярной норвежской рок-группы нулевых Kaizers Orchestra глазами Хельге Рисы, более известного по своему сценическому псевдониму Омен. Kaizers Orchestra стала известна далеко за пределами скандинавского королевства, несмотря на то, что слова к значительной части песен написаны на норвежском языке. Свой последний студийный альбом группа выпустила в 2012 году, последним концертом стало выступление в Ставангере в сентябре 2013 года. Риса рассказывает о случайности тех событий, которые подтолкнули его к участию в музыкальном проекте. Несмотря на второстепенную роль в музыкальном коллективе (фронтменами группы были Янове Оттесен и Геир Заль) и добровольно выбранный мрачный образ, именно его идеей было использование на сцене противогазов, ставших символом группы, а также многие другие зрелищные элементы, нашедшие применение на концертах.

    Игровое кино

    Самым проникновенным фильмом из вышедших в прокат в первой половине 2015 года стал "Возвратиться домой" (Å vende tilbake) Хенрика Мартина Дальсбаккена. Он повествует об "афганском синдроме", развившемся у норвежского военного, отца двух несовершеннолетних детей, по возвращении домой из военной миссии в Афганистане. Как ни в чем не бывало, он отправляется на охоту и не возвращается с нее. Видя беспомощность и растерянность матери, дети решают сами отправиться на поиски, беря на себя ответственность не только за серьезность своих намерений, но и за собственные жизни.

    Вопрос о цене и последствиях выполнения страной взятых на обязательств, вытекающих из членства небольших и мирных государств Северной Европы в международных организациях, - тема весьма щекотливая. И, вместе с тем, очень актуальная. В 2004 году датским режиссером Сюзанной Бир был снят фильм "Братья" (Brødre), где главный герой, Микаэль (блистательно сыгранный Ульрихом Томсеном), чудом уцелев, возвращается из Афганистана и с ужасом осознает, что его близкие строят свою жизнь так, как будто он умер. И ему, обычно уравновешенному и последовательному в своих действиях, никак не удается разрешить двусмысленную ситуацию, так как он больше не понимает, кто он на самом деле.

    Социальные проблемы докатились и до еще недавно благополучной Скандинавии. Общество всеобщего благоденствия дает трещину, все больше проявляется общественное расслоение. Дино - героиня фильма Ронни Сандаля "Неудачница из Швеции" - в поисках лучшей жизни бежит от безработицы у себя на родине в более благополучную Норвегию, где последствия кризиса пока видны не так сильно (в силу наличия у страны доходов от экспорта нефти). Но ее надеждам не суждено сбыться сразу - она попадает в круговорот несдержанных обещаний, бесконечных собеседований, краткосрочных трудовых контрактов и вечной нехватки денег. Наконец Дино получает работу домработницы и няни. Но и это с трудом обретенное благополучие оказывается временным: производственные отношения начинают уступать межличностным со всеми последствиями.

    Бобби Пирс, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале в 2006 году за короткометражный фильм "Наркоман", перешел к созданию работ в длинном метре. Его первой работой стал "Дирк Ом - пропавший иллюзионист" (Dirk Ohm - Illusjonisten som forsvant). В нем мы можем увидеть Аугуста Диля, известного отечественному зрителю по роли в "Бесславных ублюдках". Сюжет фильма частично основан на реальной истории - в феврале 2003 года немецкий иллюзионист Дирк Ом бесследно исчез в районе муниципалитета Гронг норвежского фюльке Нур-Трёнделаг. Действие фильма приходится на те несколько дней, которые предшествовали его исчезновению, и являются художественным вымыслом. Герои фильма говорят на ломаном английском с вкраплениями норвежского и немецкого. Вполне возможно, этот режиссерский ход преследует вполне определенную цель - показать норвежцам себя извне. Пронизывающий холод и снег, естественная среда обитания норвежцев, ставшая фильме чуть ли не главным героем, показывает бесконечную отчужденность людей друг от друга, столь естественно воспринимаемую в наши дни, когда борьба за выживание в суровых условиях осталась позади.

    Фильм Анне Севитски "Самые близкие" (De nærmeste) затрагивает очень важную тему - отсутствие эмоциональной близости с теми, кто составляет самый сокровенный круг общения. Такая ситуация порождает стремление раскрыться перед кем угодно, но из мира вовне, с известными последствиями столь безоглядной и необдуманной стратегии поведения, ставящей под удар саму целостность человеческой личности. Фактически, это доведение до абсурда известной психологической особенности - синдрома попутчика, когда возникает иррациональная потребность рассказать о наболевшем случайному встречному, который почти со стопроцентной вероятностью никогда не больше не встретится на жизненном пути. Как и в случае с 27-летней героиней фильма, Шарлоттой, корни проблемы следует искать в детстве. Ее взросление было непростым и, как следствие, она не знает границ собственной личности, обычно формируемых естественно, без каких-либо усилий.

    Дебютант в жанре полнометражного кино, Унгвильд Све Фликке, порадовала норвежских зрителей драматическим фильмом с элементами комедийности под многословным названием "Женщины в слишком больших мужских сорочках" (Kvinner i for store herreskjorter). Он получил высокие оценки от критиков. Так, норвежская газета NATT&DAG характеризует его как "типичный норвежский фильм - в хорошем смысле слова". Фильм - достаточно вольная экранизация романа норвежской писательницы Гуннхильд Эйехауг Vente, blinke. Это история об отчаянной попытке найти свое счастье. Для героев достижение этой цели невозможно без познания себя. А уже оно происходит во время полноценных отношений со значимым другим. Вопрос в том, как не запутаться в себе и не измучить другого. Шутливой его постановке и возможным ответам и посвящен сам фильм.

    Комедия Шарлотты Блом ”Staying alive” - "бытовая картина", иллюстрирующая изменчивость мира и человеческих отношений, где от смеха до слез один шаг, правда, с норвежской спецификой, где некоторая, свойственная северянам, грубость является оборотной стороной застенчивости с совершенно детской наивности.

    Поделиться