21.07.2015 00:45
    Поделиться

    Страны БРИКС запустили новый механизм инвестирования проектов

    На саммите БРИКС сразу несколько стран договорились создать совместный механизм для инвестирования в акционерный капитал инфраструктурных проектов. О том, что это за структура, как будет работать этот механизм с Новым банком развития БРИКС, "РГБ" рассказал глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

    Довольны саммитом в Уфе?

    Кирилл Дмитриев: На нем сформирована актуальная повестка, которую разделяют представители всех стран-участниц. Это позволило сделать конструктивным разговор об эффективном взаимодействии, поддерживать его в практическом русле. Нам было приятно получить поддержку всех сторон относительно инициативы по созданию инфраструктурного партнерства, которое позволит более активно координировать инвестиционную деятельность фондов, определить критерии и порядок рассмотрения проектов. Эта тема стала одной из ключевых на саммите, а сам механизм призван стать действенным инструментом для стран БРИКС. Мы к этому шли постепенно: год назад на саммите в бразильской Форталезе мы эту инициативу выдвинули, в течение года ее проработали и к саммиту БРИКС в Уфе закрепили договоренности на бумаге.

    Кто участники партнерства и как оно будет работать?

    Кирилл Дмитриев: В основе этого партнерства инвестиции в акционерный капитал инфраструктурных проектов. Соглашение было подписано между РФПИ, индийской группой компаний IDFC, бразильской BTG Pactual, китайским фондом Silk Road, а также Банком развития. Мы будем вести совместный поиск и финансирование инфраструктурных проектов, способствующих укреплению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами БРИКС. Благодаря обмену опытом и экспертизой мы сможем обеспечить инвестиционную привлекательность даже самых масштабных проектов, привлечь туда частные инвестиции, а также существенно усилить инвестиционное взаимодействие между нашими странами. Мы также планируем тесно координировать нашу деятельность в рамках данного механизма с Новым банком развития БРИКС.

    Какими могут быть инфраструктурные проекты, чтобы их реализация затрагивала все страны - участницы БРИКС?

    Кирилл Дмитриев: В инфраструктурных проектах, которые мы предполагаем реализовывать с использованием инфраструктурного партнерства, не обязательно должны участвовать все страны БРИКС. Просто наш опыт двусторонней работы свидетельствует, что в тех инфраструктурных проектах, которые значимы на национальном уровне, почти всегда есть интерес других стран. Мы видим значительный потенциал в объединении этих интересов на начальном уровне в сочетании с финансовыми, логистическими и прочими возможностями наших стран. Это базовый подход, который закладывается в основу партнерства. В конкретных проектах может принимать участие любое количество стран. Главное, чтобы они были экономически обоснованы. Особо хочу отметить, что список участников проектов не ограничивается лишь странами БРИКС. Мы будем приглашать к сотрудничеству как местных, так и глобальных инвесторов.

    С кем-то из них уже достигнуты договоренности?

    Кирилл Дмитриев: Велись предварительные консультации. К более предметным разговорам мы договорились вернуться на этапе обсуждения конкретных проектов. Пятерка единомышленников сформировала своего рода каркас, определив ключевых партнеров в каждой из стран БРИКС. За счет соглашений с ведущими иностранными суверенными и инвестиционными фондами РФПИ не только привлек в экономику России более $25 млрд долгосрочного капитала, но и выстроил, по сути, крупнейшую сеть фондов в мире. Например, во встрече с президентом Владимиром Путиным во время Петербургского экономического форума принимали участие представители 26 фондов и компаний, совокупный капитал под их управлением превышает $5 трлн. Очевидно, что эти ресурсы могут быть использованы для инфраструктурных проектов на пространстве БРИКС.

    Среди них есть фонды из Саудовской Аравии?

    Кирилл Дмитриев: Мы заключили соглашение с суверенным фондом Саудовской Аравии Public Investment Fund о совместном инвестировании $10 млрд. Для нас это знаковая сделка, поскольку она является крупнейшим соглашением для мировой индустрии суверенных фондов. Саудовская Аравия как один из ключевых игроков в регионе ведет активную инвестиционную политику на глобальном уровне. Похожим образом обстоят дела у ее соседей - Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна.

    Какие проекты будут реализованы с помощью создаваемого механизма?

    Кирилл Дмитриев: Прежде всего речь идет о проектах в сфере транспортной и логистической инфраструктуры. Это автомобильное и железнодорожное сообщение, мосты, морские порты и аэропорты. Каждая из стран БРИКС имеет свой перечень приоритетных проектов, реализация которых затруднена по ряду причин от финансовых до технологических. За счет гармонизации этих проектов мы можем получить дополнительные возможности для их реализации. Наглядный пример - транспортный коридор Шелкового пути с китайской стороны и порты Дальнего Востока, а также Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль с российской. Вовсе не обязательно, что мы будем самостоятельно реализовывать столь масштабные проекты целиком. Отдельные составляющие элементы инфраструктуры могут стать самодостаточными проектами. А уже на их основе будет выстраиваться дальнейшее развитие.

    Вы так хотите оптимизировать финансирование?

    Кирилл Дмитриев: Мы исходим из того, что проекты должны быть доходными и окупаемыми. И механизм совместного инвестирования отличный способ обеспечить их качественный анализ.

    Разумеется, мы намерены использовать имеющиеся ресурсы самым рациональным образом. Это касается и подходов к структурированию сделок, и к оптимальному сочетанию акционерного и долгового капитала для финансирования проектов.

    Инфраструктурные проекты традиционно менее доходны, чем инвестиции в другие сектора. Однако за счет стабильного денежного потока и структурирования с упором на снижение рисков они могут быть привлекательными и для частных инвесторов. Поскольку доходность коррелирует с риском, то говорить об одном показателе в отрыве от другого достаточно сложно. Только в странах БРИКС, по некоторым оценкам, суммарная потребность в капитале для реализации инфраструктурных проектов составляет сотни миллиардов долларов. В этом широком спектре существуют проекты с разной доходностью и рисками. У нас уже сформирован перечень предполагаемых инфраструктурных проектов для реализации на территории РФ. Ряд проектов мы обсуждаем в двустороннем режиме, поэтому их будет гораздо проще перевести в расширенный формат. Рассчитываем, что первые несколько проектов мы объявим до конца года.

    Поделиться