Сегодня в "РГ" публикуются поправки в Закон "О несостоятельности (банкротстве)", где прописано такое новшество. Раньше правом обращения в арбитражный суд о признании организации банкротом обладали должники, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. То есть - юридические лица. Теперь добавляются физлица - "обделенные" работники и бывшие работники, то есть люди уволившиеся, но так и не получившие причитающиеся им "кровные".
Как пояснил "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, право обратиться в суд появляется, когда предприятие задолжало работнику или нескольким сотрудникам как минимум полмиллиона рублей.
"Практика начала процедуры банкротства предприятия из-за невыплаты зарплаты есть во многих странах, и она правильная", - считает эксперт. До момента вступления закона в силу, ответственность за невыплату зарплаты нес руководитель предприятия - на него могли наложить штраф, завести уголовное дело, его же могли дисквалифицировать. Собственник оставался в тени. "Роструд нередко сталкивается со случаями, когда на предприятии и вовсе нет руководителя, например, потому что он сбежал, и в итоге некому предъявить претензию", - говорит Сафонов. Теперь собственник рискует потерять предприятие, если нанятый им менеджер управляет неграмотно.
Кстати, на Западе, где действуют аналогичные законы, нет задержек заработной платы, добавляет собеседник "РГ". Там работодатели держат "руку на пульсе", и если видят, что больше не в состоянии рассчитываться с работниками, принимают решение об оптимизации их численности. В России другая ментальность. Тут работники и работодатели в случае возникновения финансовых проблем предпочитают договариваться - люди, как правило, согласны перейти на неполное рабочее время, "потерпеть немножко", пока у работодателя не появятся деньги и он соизволит рассчитаться, поскольку для многих россиян крайне важно сохранить рабочее место. Иногда ждать приходится месяцами, а то и годами, и все равно потом увольняться - несолоно хлебавши.
По мнению эксперта, благодаря подобной нашей ментальности в ближайшее время можно не ждать громких банкротств предприятий по инициативе работников. Они по-прежнему будут готовы договариваться с начальством и надеяться на лучшее. Хотя, если человеку нечего есть, у него растут долги за "коммуналку" и по кредитам, скорее всего, он воспользуется правом обращения в суд. Возможно, он и не пойдет в арбитраж самостоятельно, а продаст свой долг банку, которому, к примеру, сам задолжал, или коллекторскому агентству. И уже оно будет "выбивать" долг из предприятия и требовать начала процедуры его банкротства.
На сегодняшний день российские работодатели задолжали работникам порядка трех миллиардов рублей.