Очевидно, что предпринимателям необходимы новые инструменты защиты. "В законодательстве существуют механизмы защиты от рейдерства, но проблема в правоприменении. Действующий Уголовный кодекс был принят в 1996 году, когда экономические отношения были другими. Борьба с рейдерством должна носить комплексный характер, поэтому уголовное законодательство сегодня требует модернизации, - уверен автор законопроекта об ужесточении наказания за рейдерство, член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев. - И законопроект, который мы представляем, должен стать первым шагом на пути противостояния такому пагубному явлению, как рейдерство".
Законопроект "Об уголовной ответственности за присвоение прав на владение и управление юридическим лицом или его активами" вносит изменения в Уголовный кодекс, позволяющие противодействовать недружественным поглощениям. Так, за рейдерство предложено наказывать лишением свободы на срок от трех до пяти лет, причем со штрафом до миллиона рублей. Срок заключения увеличится до восьми лет, если захват попытаются провести, используя служебное положение. Штраф в этом случае составит до пяти миллионов рублей с конфискацией. Если же в деле будет усмотрена угроза национальной безопасности, злоумышленникам грозит срок от десяти до двадцати лет.
"Рейдер - это, по сути, налетчик, который присваивает чужую собственность и использует ее по своему усмотрению. В России присвоение чужих активов стало практически бизнесом. И причина в том, что то имущество компании, которое, например, можно купить за 1 млрд долларов, рейдеры предлагают по цене в два раза дешевле, - объяснил Иван Сухарев. - Рейдеры давно перестали быть "черными", сегодня это скорее "белые воротнички" - высококвалифицированные юристы, экономисты, которые могут найти лазейку в законодательстве и фальсифицировать судебные процессы. Группы рейдеров бывают до 30 человек, они разные во всех регионах и работают в связке. Для бизнесменов, которые присмотрели себе какое-то предприятие, рейдерский захват выгоднее, чем официальное поглощение. И этот рынок исчисляется миллиардами долларов. Термин "рейдерство" уже плотно вошел в обиход. Но законодательно он до сих пор не закреплен. Мы должны устранить этот пробел".
Как отметил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Владимир Гутенев, дружественные поглощения были и будут всегда, но незаконные захваты сегодня наносят наибольший ущерб малому и среднему бизнесу: "Действительно, рейдерство сегодня из "черного" перешло в "белое", и это уже не бандиты девяностых, среди них сегодня юристы и зачастую госчиновники. Ранее было больше всего прецедентов, когда рейдеры пытались захватить крупные компании, даже градообразующие предприятия. Эта проблема была решена с помощью создания коалиций, крупных холдингов и корпораций. Это вывело крупный бизнес из-под удара, но в поле зрения рейдеров попали малые и средние компании, которые просто не знают, как защищаться". По мнению эксперта, по количественному показателю объемы рейдерства сегодня снижаются. "Существует много наработанных за рубежом способов борьбы с рейдерством, которые мы можем использовать. Важно понять, какими мерами мы можем обеспечить надежную защиту МСБ. Это наша основная задача", - уверен Владимир Гутенев.
"Нужно вырабатывать правоприменительную практику. Если она будет хромать, то и новый закон работать не будет. В начале 2000 годов мы тоже столкнулись с рейдерским захватом. Происходило все молниеносно с привлечением правоохранительных органов. Речь шла о смене генерального директора предприятия общественного питания по решению суда Рязанской области. Процедура смены гендиректора сразу перешла в продажу собственности, - рассказал член Совета Всероссийского объединения предпринимателей России Владимир Мелешин. - Для борьбы с рейдерством сегодня основной упор нужно сделать на информировании МСБ. Малые компании должны знать, что они могут предпринять, чтобы обезопасить себя от захватов. Например, невозможно захватить предприятие, если у него нет собственности, а все на контрактах. Весь актив такой компании - люди, компетенции, практика. Поэтому захватывать такое предприятие нет смысла".
Эксперты считают, что прежде, чем разрабатывать и вводить новые ужесточения, нужно проанализировать и попытаться использовать уже существующие механизмы. "Верховный суд дал отрицательный отзыв на законопроект, аргументировав это тем, что в 2010 году в 147-й закон уже были внесены изменения, направленные на борьбу с рейдерством. Была введена ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг и внесение в реестр ценных бумаг недостоверных сведений. Также существует статья УК 185.2, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги. Есть ряд других норм, которые создают достаточную правовую базу для борьбы с рейдерством, - считает Гутенев. - Для того чтобы эти нормы действовали, нужно привлекать к работе общественные институты, такие как "ОПОРА России", "Деловая Россия", Торгово-промышленная палата. Нам нужно выработать такие механизмы, которые позволяли бы добиваться неукоснительного выполнения тех правил, которые уже есть. Помимо этого, возможно, стоит создать некий стоп-лист для судей, которые замешаны в рейдерских делах. Скорее всего, для судьи, который выносит решения, например, в пользу смены генерального директора, такие случаи не единичны. Поэтому необходим механизм самоочищения в судебных и надзорных органах".
Эксперты отметили, что сегодня мы вступаем в эпоху нового технологического уклада, и стоимость интеллектуальной собственности растет, а рейдерство приобретает новую форму и овладевает новыми технологиями. "Конечно, малые и средние предприятия не готовы к столкновению с высококвалифицированными юристами, особенно когда захват идет с привлечением частных охранных предприятий. МСБ является главной перспективой роста для российской экономики, - добавил Мелешин. - В России жесткость законов компенсируется их неисполнением, поэтому нужно комплексно менять законодательство. Но делать это лучше постепенно. Нужно сформировать рабочую группу, которая создаст дорожную карту. В ней должны быть учтены три параметра: информирование МСБ, стабилизация законодательства, формирование групп по противодействию рейдерству. Снижение такой опасности для предпринимателей повысит инвестиционную привлекательность России".