23.06.2015 00:44
    Поделиться

    Крупные сделки согласуют с акционерами

    Законопроект о внесении изменений в законы об АО и ООО может существенно изменить правила совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

    Сейчас, если стоимость сделки, связанной с приобретением или отчуждением имущества и не относящейся к обычной хозяйственной деятельности общества, составляет 25-50% балансовой стоимости активов компании, ее необходимо согласовать с советом директоров. Причем заключение такой сделки может быть одобрено только единогласным решением совета или большинством его голосов. Если сделка касается более 50% балансовой стоимости активов компании - подтвердить решение о ее заключении требуется голосами трех четвертей владельцев голосующих акций.

    Минэкономразвития с 2013 года в рамках "дорожной карты" по созданию международного финансового центра в РФ готовило поправки в законы об АО и ООО, направленные на совершенствование правового регулирования отдельных аспектов крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Разработанный проект повышает порог для сделок, считающихся крупными, до 50%. Остальные не надо согласовывать ни с советом директоров, ни с акционерами. Меняется и само понятие крупной сделки: она должна приводить к прекращению деятельности общества либо к изменению ее вида или масштаба. По сути, речь идет о сделках, которые можно приравнять к реорганизации и ликвидации. Происходит отход от формалистичного стоимостного критерия в сторону критерия аналогичного зарубежным порядкам, утверждает Святослав Абрамов, начальник отдела развития институтов корпоративного управления министерства экономического развития.

    Однако не все считают предложенные критерии отнесения сделок к крупным удачными. Так, Павел Филимошин, экономический советник департамента допуска на финансовые рынки ЦБ РФ, отмечает, что риск для фирмы иногда не виден сразу при заключении сделки: "Этот факт можно установить только намного позже". То есть в момент совершения сделки зачастую трудно прогнозировать, может ли она привести к банкротству. Соответственно, невозможно решить, нуждается ли такая сделка в одобрении.

    Кроме того, к категории крупных могут относиться многие сделки малых компаний. Для таких субъектов даже небольшая сделка может привести к изменению масштаба и угрозе закрытия. "Не будем забывать, что есть много ООО, у которых единственное имущество - это пара автомобилей, и каждый раз, когда они это имущество продают, они совершают крупную сделку", - говорит Александр Кузнецов, заместитель начальника отдела законодательства о финансовой деятельности и ценных бумагах департамента экономического законодательства минюста.

    Следует учесть, что крупная сделка, требующая одобрения, - это экстраординарная сделка. Однако границы таких сделок очерчены законопроектом расплывчато. Так, правила о сделках с заинтересованностью не применяются к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки. Требования к сделкам содержат целый набор оценочных категорий: "неоднократное", "длительный период", "схожие условия". Сколько раз необходимо совершить сделку, чтобы она считалась неоднократной? Какой период признается длительным? По каким критериям оценить схожесть условий? Эти требования к обычным хозяйственным сделкам стоит прописать четче. Кроме того, арбитраж имеет противоречащую такому подходу судебную практику. В п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28 указано, что для квалификации сделок, совершенных в процессе обычной хозяйственной деятельности, не важно, совершались ли такие сделки обществом ранее.

    Согласно законопроекту для совершения крупной сделки не будет требоваться согласие совета директоров, а согласие общего собрания акционеров общества. Решение о предоставлении согласия считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей голосов акционеров, владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. Если речь идет о сделке с заинтересованностью, то решение считается принятым, если за него голосуют три четверти акционеров и большинство из них не заинтересованы в сделке. "Если мы совет директоров из этой процедуры убираем - это ниша не останется незаполненной. Скорее всего, она будет заполняться мнением мажоритарных акционеров, которое будет использоваться для контроля за сделками, - считает Павел Филимошин. - Используя этот механизм контроля, мажоритарный акционер будет защищать прежде всего свои интересы. При этом интересы мажоритарного акционера могут не совпадать с интересами общества и других акционеров. Поэтому важно сохранить контроль совета директоров за сделками".

    Иск о признании сделки недействительной может подать общество, член совета директоров и акционеры или акционер, владеющий в совокупности не менее чем 1% акций. Согласно действующей редакции закона, подать иск о признании сделки недействительной может любой акционер. С этой точки зрения законопроект снижает число споров о признании крупных сделок недействительными со стороны акционеров. А вместе с этим снижается и без того незначительное влияние на судьбу общества миноритариев. Однако повышается риск оспаривания со стороны членов советов директоров, влияние которых на решение об одобрении крупных сделок будет не так сильно, а право оспаривания останется.

    "Что касается сделок с заинтересованностью, там одобрение применяется добровольно, по инициативе заинтересованных лиц, - поясняет Павел Филимошин. - Зачем вообще необходимо такое одобрение? Я вижу ответ в том, что такое одобрение минимизирует дальнейшие риски оспаривания сделки". То есть, заявляя о своей заинтересованности и получая одобрение, влияющее лицо получает гарантию, что сделка не будет оспорена. Впрочем, пока российские акционеры, заинтересованные в заключении крупных сделок, не спешат раскрывать свои интересы.

    Поделиться