С этой целью указами президента РФ ежегодно утверждаются планы противодействия коррупции. Одним из пунктов очередного указа является разработка доктрины по вопросу освобождения юридического лица от ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения.
Первой "ласточкой" в этом направлении стал законопроект N 798912-6, который недавно был внесен на рассмотрение в Госдуму. Согласно ему компания освобождается от ответственности, если она активно способствовала выявлению правонарушения либо после совершения правонарушения добровольно сообщила о незаконной передаче от своего имени взятки должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в организации. Т.е. предполагается продублировать в ст. 19.28 КоАП уже существующее в Уголовном кодексе примечание к статье 291 УК РФ (дача взятки), освобождающее физическое лицо от ответственности.
Планируется, что изменения будут стимулировать предпринимателей чаще сообщать о фактах коррупции. Поскольку сейчас бизнесменов отпугивает то, что наложенные на организацию штрафные санкции способны если не обанкротить, то существенно ухудшить ее финансово-экономическое состояние. Ведь освобождение от ответственности физического лица не влечет за собой освобождение юридического лица. Такое положение продиктовано и законом "О противодействии коррупции", и правовой позицией Верховного суда РФ, и судебной практикой.
Например, в одном из дел к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ было привлечено одно ООО. Компания по требованию сотрудника органов внутренних дел за подписание актов сдачи-приемки работ, которые она не выполняла должным образом, давала взятку должностному лицу. После очередного его требования генеральный директор ООО обратился с заявлением в правоохранительные органы и вместе со своим работником, который передавал деньги, принимал участие в оперативных мероприятиях по задержанию вымогателя. Сотрудник МВД был осужден, а генеральный директор и его работник были освобождены от уголовной ответственности. При этом предприятие было признано виновным в совершении административного правонарушения, и ему был назначен штраф в размере 1 миллиона рублей.
Однако несмотря на планируемые изменения, не стоит спешить с ожиданиями положительных результатов после принятия указанного законопроекта. Проблема нежелания предпринимателей сообщать о фактах коррупции является комплексной. Подобно лечению болезни, избавиться от которой невозможно, борясь с одним из симптомов, такую проблему не решить внесением одной поправки в КоАП. А тот факт, что, по мнению инициаторов законопроекта, принятие изменений не потребует признания утратившими силу приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов РФ, говорит о поспешности внесения проекта. Поскольку планируемая поправка как минимум не соотносится с принципом неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений, что предусмотрено Законом "О противодействии коррупции".
Наряду с предлагаемыми изменениями была бы целесообразной проработка защиты трудовых прав лиц, сообщающих о коррупционных нарушениях. Нередки случаи, когда у таких лиц возникали серьезные проблемы на работе. Это подтверждают и слова начальника управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олега Плохого, а также члена Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова. Но, к сожалению, сегодня готовящийся законопроект минтруда практически ничего не делает для решения проблемы. Говоря об обычных гражданах (не связанных с государственной службой), вся их защита от неправомерного увольнения заключается в обязательном участии при увольнении Комиссии по трудовым спорам. Но что мешает работнику и сейчас самостоятельно обратиться в Комиссию по трудовым спорам или в суд? Думается, что было бы разумным введение уголовной или иной ответственности для руководителей, уволивших работника в связи с разоблачением им коррупционных действий организации, что уже давно предусмотрено в законодательствах США и Канады.
Помимо проблем на работе разоблачителей могут ожидать проблемы в обычной жизни. Например, от правонарушителей или их сообщников могут поступать угрозы физической расправы как в отношении него самого, так и в отношении его семьи. Таким образом, Россия нуждается в создании эффективных средств обеспечения безопасности информаторов. И, несмотря на типичный для большинства передовых государств перечень таких средств, их реализация в российской действительности остается на низком уровне.
Есть мнение, что следует платить вознаграждение за сообщение о факте коррупции. Так, минтруд предлагал выдавать поощрения в размере от 5 до 15% предотвращенного ущерба от взятки. Данная мера представляется весьма неуместной, поскольку не корыстные мотивы должны порождать в гражданах желание борьбы с коррупцией. Раздача денег лишь усугубит корыстные мотивы среди граждан.