"Практика применения закона о закупках госкомпаниями и монополиями говорит о том, что его нужно менять, - отметил он. - Негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юридических лиц в этом году усилились. В прошлом году доля закупок у единственного поставщика составляла 40%. Также высокой была доля закупок так называемыми иными способами, которые в большинстве случаев являются замаскированными единственным поставщиком - 43%. То есть общий объем закупок, который осуществляется либо неконкурентными способами, либо малоконкурентными способами, в прошлом году составил 80-83%. В этом году ситуация усугубилась. Общий объем закупок у единственного поставщика по закону 223-ФЗ составляет примерно 48%, объем закупок иными способами - 46%. То есть всего 6% госконтрактов в России исполняются по понятным и прозрачным правилам".
Именно по этой причине в ближайшее время ведомство будет прорабатывать поправки в закон. "Нужно найти баланс между свободой гражданско-правовых отношений, которая должна сохраниться в 223-ФЗ, и регуляторными функциями государства. Он должен обеспечивать прозрачность закупок, а не только регулировать процедуры, - считает Чемерисов. - Поэтому мы хотим, чтобы участники рынка составили топ-10 проблем в сфере закупок. Самые частые жалобы мы рассмотрим и разработаем соответствующие поправки до конца года".
Между тем работа закона 44-ФЗ о контрактной системе в сфере госзакупок и муниципальных закупок, по наблюдениям экспертов, наоборот, привела к экономии средств консолидированного бюджета РФ. Общий объем экономии от применения 44-ФЗ, по оценке минэкономразвития, составил в 2014 году 891 млрд рублей. Это разница между суммарной начальной максимальной ценой контрактов и ценой фактически заключенных контрактов. Экономия госсредств составила примерно 15%. В 2013 году экономия составляла 7% от начальной цены.
"Текущее законодательство приносит пользу. В прошлом году было заключено 915 тысяч контрактов на общую сумму 783 млрд рублей. Без современного регулирования эти суммы ушли бы иностранным поставщикам, сейчас - остались у отечественного производителя, - констатировал Чемерисов. - Кроме того, у нас есть успехи в поддержке малого бизнеса при госзакупках. Объем поддержки малого бизнеса в субподряде вырос практически в 2 раза. В ряде субъектов РФ губернаторы приняли решение добровольно увеличить квоту закупок малого бизнеса с 15 до 20%. Это один из наиболее эффективных инструментов поддержки МСБ.
По наблюдениям главы комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимира Слепака, нерешенными остаются проблемы, связанные с репутацией поставщиков. В соответствии с процедурой заказчик выбирает тот набор критериев, по которым он будет оценивать поставщика, и ранжирует эти параметры в зависимости от важности, присваивая им повышающий или понижающий коэффициент. "Эта система коэффициентов вызывает вопросы. Любой добросовестный бизнес имеет два главных критерия - платит налоги и не имеет конфликтов с потребителем, - считает Слепак. - При этом система коэффициентов совершенно неэффективна. При объявлении аукциона для малого бизнеса почему-то цена госконтракта увеличивается. Или, например, на поставку краски для дорожной разметки у нас выделяется всего два дня. Это вызов здравому смыслу и законности. Социально ориентированные предприниматели должны иметь льготы при госзакупках. Это более эффективный формат отбора, чем абстрактные коэффициенты".
Чтобы избежать проблем, эксперты призывают усилить контроль общественных институтов. "Нужно вводить ответственность за достоверность информации о госзакупках и раскрытие бенефициаров. До сих пор большая часть денег при заключении госконтрактов уходит в офшоры, - констатировал Владимир Слепак. - Неприемлемо просто наблюдать за ситуацией. Нужно усилить госрегулирование. Минэкономразвития должно поднять вопрос о процедуре лицензирования электронных торговых площадок. Это усилит их ответственность и сделает систему более эффективной и прозрачной".
В условиях непростой экономической ситуации участие в госзакупках чрезвычайно важно для малого бизнеса. "Введение санкций и кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в госзакупках. Госзаказ на всех уровнях власти стал одной из приоритетных мер поддержки предпринимательского сектора. Но, несмотря на благоприятные тенденции, в сфере госзакупок для малого бизнеса остались нерешенные вопросы, - отметила начальник отдела Центра деятельности по госзаказу ГБУ "Малый бизнес Москвы" Ульяна Логвинова. - Малые предприниматели с точки зрения бизнес-процесса готовы участвовать в госзакупках. Об этом свидетельствует статистика: менее 0,5% неисполнения от общего объема госзаказа, а вот организационно и финансово - нет". Для решения этой задачи эксперт предложила проработать вопрос по финансовой поддержке участия в госзакупках, организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого бизнеса