Дело в том, что в 2014 году он был вынужден покинуть ее, чтобы иметь возможность баллотироваться на пост президента, так как по турецкому законодательству глава государства не должен состоять в какой-либо партии. Однако, став президентом, Эрдоган де-факто сохранил связи с ПСР, заявив, что несмотря на беспартийность, его пристрастия всем известны.
Новое руководство ПСР в свою очередь объявило о намерении ввести в стране президентскую форму правления после выборов, то есть, фактически речь идет о расширении полномочий Эрдогана, которые на данный момент носят номинальный характер. Для этого партии необходимо получить конституционное большинство, что, по прогнозам политологов, в настоящий момент представляется крайне маловероятным. Одной из причин является некоторое снижение популярности ПСР в последнее время. В памяти местных жителей еще свежи воспоминания о событиях в парке Гези в мае-июне 2013 года, когда протест экологов против вырубки деревьев в центре Стамбула перерос в массовые акции протеста против правительства по всей стране. Затем разразился коррупционный скандал, в результате которого были арестованы высокопоставленные чиновники, известные бизнесмены и родственники нескольких министров.
Вместе с тем, в прошлом году Турция пережила 2 предвыборные кампании, и каждые из этих выборов также называли судьбоносными. Оппозиция была уверена, что вот-вот должен наступить перелом, однако этого не случилось. На муниципальных выборах в апреле 2014 г. ПСР набрала более 43 процентов голосов, а на президентских Эрдоган и вовсе сумел заручиться поддержкой 52 процентов избирателей.
На этот раз на распределение мест в парламенте и, соответственно, на перспективы введения президентской формы правления большое влияние окажет судьба Демократической партии народов (ДПН), представляющая интересы меньшинств и, в первую очередь курдов. По местному законодательству партия, получившая менее 10 процентов голосов избирателей, не попадает в парламент, а ее голоса пропорционально перераспределяются в пользу преодолевших барьер. Таким образом, в наиболее выгодном положении окажется ПСР. Однако ДПН балансирует сейчас как раз на уровне проходного порога. Надежды курдов связаны с председателем партии Селяхетдином Демирташем, достаточно популярной личностью в Турции не только в среде нацменьшинств. На президентских выборах Демирташ набрал 9,76 процента, что дает сторонникам ДПН надежду на прохождение в парламент.
Сама предвыборная кампания, по традиции, прошла очень громко. ПСР обещает соотечественника к 2023 году (год столетия образования современной Турции) сделать страну одним из мировых лидеров во всех сферах. Кроме того, руководство партии выступило с инициативой в 6 раз снизить в будущем стоимость откупа от армии, предусмотренного местным законодательством. Что же касается внешней политики, то в манифесте ПСР нашлось место и России. Наша страна упоминается в качестве стратегического направления и одного из наиболее надежных партнеров, особенно в сфере энергетики.
Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП), основанная Ататюрком, также продуктивно поработала над своей программой, сделав упор на экономические и социальные аспекты. Так, они пообещали поднять размер пенсий и предложили дважды в год выплачивать ее в двойном размере. НРП планирует также ускорить процесс евроинтеграции Турции и пересмотреть договор с Россией относительно строительства атомной электростанции в Аккую.Предвыборный период не обошелся без жертв. Так, в мае одновременно прогремели 2 взрыва в региональных представительствах ДПН, а в ходе митингов сторонники разных партий не раз сходились врукопашную.
В любом случае нынешняя ситуация принципиально отличается от той, что была в прошлом году. Впервые за 13 лет на выборы ПСР поведет не Эрдоган, а ее новый председатель Ахмет Давутоглу. Многие задаются вопросом, повлияет ли это на исход голосования? Эксперты по-прежнему считают явным фаворитом правящую партию, отдавая ей 43-44 процента.
Второй, скорее всего, окажется НРП. По разным оценкам, ей отдадут предпочтения от 23 до 25 процентов избирателей. Ожидается, что 3 место будет за Партией националистического движения с результатом в 16-17 процентов. Замыкает четверку лидеров Демократическая партия народов, которая, по данным соцопросов, в настоящий момент имеет поддержку чуть менее 10 процентов электората.
В ходе митинга сторонников все той же ДПН в пятницу в городе Диярбакыр в действие были приведены 2 взрывных устройства, в результате чего 3 человека погибли, около 80 госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Несмотря на подобные инциденты, эксперты отмечают достаточно высокую явку избирателей, особенно на юго-востоке страны, где проживает большая часть курдского населения.
Когда верстался номер
По предварительным данным турецкого ЦИК (на 20.30 по мск), партия ПСР набрала более 41% голосов избирателей, на втором месте - НРП с 25% соответственно. Явка составила 84%.