26.05.2015 00:44
    Поделиться

    Рынок летнего детского отдыха в России продолжил расти

    Организаторы летнего детского досуга сейчас, что называется, на низком старте. Стоимость путевок в российские лагеря с прошлого года выросла на 10-30%, количество программ в них увеличилось. Но эксперты предупреждают: выбирать лагерь для ребенка по-прежнему нужно очень аккуратно. Этот рынок еще достаточно "сырой", есть много игроков, которые приходят на пару сезонов.

    Все российские детские лагеря можно разделить на несколько категорий: стационарные, имеющие собственную базу, сезонные, арендующие площади, и палаточные. К тому же есть старые советские площадки и современные лагеря как с собственными площадками, так и с арендованными. В нашей стране более 50 тысяч детских оздоровительных лагерей, которые способны принять 8,5 млн детей.

    "Стационарных баз, к сожалению, становится все меньше, - рассказывает Евгения Корнилова, директор молодежного лагеря "КОМОК". - Выживают только ведомственные площадки, финансируемые из средств предприятий и из государственного бюджета. В нынешних условиях базы вынуждены работать в летний и зимний периоды для детей сотрудников предприятий, в ведомстве которых находятся, в остальное время реализовывать путевки всем желающим. Однако ежегодно предприятия отказываются от содержания баз. Выживают только сильнейшие. Остальные продаются либо под базы отдыха, либо под коттеджные поселки, либо в частные руки для других целей. И этот процесс очень сложно остановить".

    Сезонных лагерей в последнее время стало гораздо больше и спрос на них растет из-за очень разнообразных программ - от образовательных до фантастических, сказочных.

    "У старых советских площадок укоренившиеся традиции, отработанная схема отдыха детей и относительно невысокие цены - около 30 тысяч рублей за смену. Среди минусов таких лагерей - морально устаревшая инфраструктура и полное отсутствие интересной программы, - рассказывает Денис Давыдов, исполнительный директор лагеря "Панда Кэмп". - Они работают на рекомендациях и сарафанном радио, поэтому не включаются в конкурентную борьбу за рынок, "крутая" программа им просто не нужна, пока. Новые лагеря, которые появились в 1990-е, стоят дороже, около 40 тыс. руб., но у них часто есть интересная программа. Если родитель хочет просто отправить ребенка отдохнуть, то ему в старый лагерь, если хочет, чтобы ребенок получил яркие впечатления, эмоции и незабываемое лето, то надо выбирать среди современных лагерей".

    Кстати, по мнению экспертов, сейчас наибольшим спросом у родителей и детей пользуются лагеря, которые делают ставку на творческую составляющую, где много внимания уделяется возможности ребенка самостоятельно создавать продукт.

    По словам Наталии Хадьковой, представителя "Детской Республики Поленово", в фаворе и кино, и поделки, и обучение стрельбе из лука или арбалета, и верховая езда. Также стало популярным приглашать на работу вожатых из других стран.

    "Программные лагеря сегодня полностью затмили базы отдыха "советского типа", потому что они предлагают насыщенную программу, индивидуальную тематику и некий сюжет. Большой популярностью пользуются конные лагеря и лагеря с приключенческой программой, например, в стиле дикарей, живущих на острове", - говорит Наталья Лукьянова, руководитель детского лагеря "Остров Хесм".

    На пике популярности и научные лагеря. Появляются новые направления программ детского отдыха, такие как биоинженерия и биоинформатика, робототехника.

    Родители, которые хотят на время оторвать свое чадо от таких благ цивилизации, как компьютер, планшет и телевизор, могут попробовать вариант туристического походного лагеря. Но в этом случае придется еще тщательнее отбирать организаторов экстремального детского отдыха. По словам Натальи Лукьяновой, туристических походных лагерей с маршрутами, в которых дети могут увидеть красоты нашей страны, очень мало, и есть тенденция к их сокращению.

    Проблема в том, что организации, разрабатывающие уникальные программы, просто не вписываются в существующую законодательную базу. "Простой пример: в туристическом лагере по СанПиН 2.4.4.2605-10 дно палатки "должно быть приподнято с помощью дощатого настила", что создает воздушную прослойку и при резком понижении температуры это чревато простудными заболеваниями. Естественно, данное условие сразу же исключает возможность проведения маршрутных туристических лагерей. Если используются современные туристические палатки с водонепромокаемым дном и туристическим ковриком, стоящие просто на земле, то в летнее время в палатке сохраняется тепло. Другое дело, что их надо проветривать, просушивать и переставлять раз в смену, что не указано в СанПиНе. И таких нюансов масса", - отмечает Наталья Лукьянова.

    По словам министра труда и социального развития РФ Максима Топилина, средняя стоимость путевки в 2014 году в загородные оздоровительные лагеря составляла около 17 тыс. руб. Это, конечно же, очень усредненная цифра. Эксперты говорят, что в Московской области стоимость стандартной путевки (21-дневной смены) в 2015 году составит от 18 тыс. до 52 тыс. руб. Профильные программы продолжительностью 14 дней обойдутся в среднем от 23 тыс. до 58 тыс. руб. Отдых на море в течение 21 дня обойдется в 24-70 тыс. руб. В лагерь за рубежом можно отправить ребенка за 540 евро на 14 дней (Болгария) и больше.

    Цены по сравнению с прошлым годом изменились на 10-30% прежде всего из-за роста цен на аренду. "Стоимость складывается из расчета работы вожатых, аренды базы, питания, затрат на программу и личной прибыли. Цены выросли. В этом году наше правительство обязало все департаменты (которые выдают путевки в детские лагеря) отправлять детей в Крым, а "лагеря-монополисты", к которым всегда приезжали эти дети, остались без потребителей. Им приходится искать новых клиентов, и это также способствует росту цен, как и общее повышение стоимости аренды, персонала, транспортировки и продуктов питания", - говорит Дарья Белова, генеральный директор детской туристической компании "Банзай Кидс".

    В России в целом растет потребительская культура, и потребитель становится более требовательным, в том числе и родители, отправляющие детей в лагерь. Чаще всего родители оценивают то, как будет питаться ребенок, в каких условиях жить, уровень подготовки вожатых, то, как выглядят туалеты и душевые. Затем они оценивают программу лагеря и стоимость путевки.

    Рынок детских лагерей в России достаточно "сырой". В ближайшие 10 лет на этом рынке сформируются крупные, интересные игроки, которые и поделят рынок. Сейчас таких игроков нет. "Есть известные, даже очень популярные, но по меркам бизнеса они в зачаточной стадии, им нужно развиваться и увеличиваться в десятки раз иначе они останутся в разряде "малый бизнес". Конкуренция пока очень слаба. В марте я общался с несколькими конкурентами и туристическими фирмами, они все говорили, что лагерь, существующий всего два года, не продаст и сотни путевок. В результате продали в пять раз больше", - подчеркивает Денис Давыдов.

    Исполнительный директор сети детских лагерей "Терем у моря" Петр Калинин считает, что основная проблема рынка - низкая конкуренция. По традиции, спрос на услуги детских лагерей всегда высок. При этом площадок, лагерей, баз отдыха не хватает. Новые площади строятся не быстро, огромное количество лагерей заброшено.

    "Проще говоря, детей явно больше, чем мест во всех возможных лагерях. И спрос, конечно, растет, несмотря на сильный кризис, ударивший по рынку услуг. Очень низкая конкуренция среди больших оздоровительных лагерей, на которых размещается много небольших частных", - уверен Петр Калинин.

    Реставрация старых заброшенных лагерей, строительство новых - все это очень сильно усилило бы конкуренцию, заставив площадки размещения поработать над качеством услуг и выдавило бы с рынка откровенных "лентяев".

    Эксперты уверены: конкуренция среди детских лагерей в будущем будет только расти, и здесь необходимы определенные рычаги и механизмы, сдерживающие компании, пытающиеся выжить "любой ценой", предоставляя некачественные услуги.