19.05.2015 15:23
    Поделиться

    Комиссия по аварии "Протона" завершит работу до конца месяца

    Комиссия по изучению причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" с мексиканским спутником связи закончит работу до конца мая, заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров. Ранее источник в ракетно-космической отрасли подтвердил "РГ", что следователям понадобится примерно еще две недели.

    Межведомственную комиссию возглавляет непосредственно Игорь Комаров. Заместитель председателя комиссии - замгендиректора ГКНПЦ им.М.В.Хруничева Александр Медведев.

    Среди членов комиссии - представители Коллегии военно-промышленной комиссии при правительстве, представители Роскосмоса и минобороны, ОРКК, головных отраслевых институтов и предприятий ракетно-космической промышленности.

    Тщательным анализом ситуации занимаются семь рабочих групп: начиная с детального изучения телеметрической информации и заканчивая работой на заводах, где "от и до" будет проверяться система контроля качества, соблюдения технологических процессов, изменения, которые вносились в техническую и конструкторскую документацию и т.д.

    Между тем ряд экспертов считает, что причиной аварии ракеты "Протон-М" может быть недостаточное качество технического контроля производства ракет-носителей. По данным источников "РГ", двигатели третьей ступени ракеты были произведены еще в 2013 году.

    "Двигатели, если можно так выразиться, "старые", хотя их, разумеется, проверяли перед стартом. Но предстоит разобраться, как они два года назад были сделаны", - заметил один из специалистов.

    Напомним, ракета-носитель "Протон-М" с мексиканским спутником связи "МекСат-1" стартовала в субботу в 8.47 по московскому времени с космодрома Байконур. Спутник должен был оказаться на высоте примерно 36 тысяч километров над Землей - на геостационарной орбите. Однако на 497-й секунде полета на 161-м километре произошла авария. Разгонный блок со спутником не отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Предполагаемая причина, согласно предварительным данным, нештатная работа турбонасосного агрегата двигателя третьей ступени.

    Президент РАН Владимир Фортов полагает, что причины последних неудач в космической сфере следует искать, в частности, в смене поколений и не столь высоких как раньше дисциплине и требовательности. "У нас началась полоса неудач в космической сфере. В неудачах нужно тщательно разбираться", - заявил он в программе "Познер" на Первом канале. Как полагает Фортов, "упала технологическая дисциплина, уходит в прошлое требовательность, которая была раньше", - сообщает ТАСС.

    Говорят: у каждой аварии есть своя фамилия, имя и отчество. Но главное - не наказать виновного, а докопаться до истины. Этого принципа всегда придерживался легендарный Главный конструктор Сергей Королев. Кстати, о том же самом говорит руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.

    - Всех доконала авария 2013 года, когда Россия потеряла сразу три новейших спутника ГЛОНАСС. Пошли разговоры: это диверсия, не могут так часто наши спутники падать, а ракеты - не взлетать. Следствие назвало виновного. Спутники перестанут падать? - задали вопрос журналисты "РГ".

    - Непосредственная причина аварии 2013 года: неправильная установка датчика угловых скоростей. Грубо говоря, он был поставлен "с ног на голову", - ответил Игорь Комаров. - Я сам смотрел: там даже есть паз специальный, чтобы исключить неправильную установку. Так что датчик, видимо, просто забили.

    Следственный комитет России обвинил контролера Центра имени Хруничева: не заметил ошибки при монтаже.

    - Поменяли человека, взяли другого, сделали так, что теперь "забить" датчик невозможно? - спросили Игоря Комарова журналисты.

    - Если вы думаете, что на этом все облегченно вздохнули, конечно, нет, - сказал руководитель космического ведомства. - На одном из семинаров мы проводили тестирование. Главным был вопрос: от чего все проблемы в космической отрасли? Примерно 76 процентов руководителей ответили: в системе управления.

    Идущая сейчас реформа ракетно-космической отрасли и начата для того, чтобы решить накопившиеся в отрасли проблемы.

    Поделиться