Последние годы Плисецкая вместе с мужем Родионом Щедриным жила в Германии, там же и пройдет прощание с балериной, в кругу родных и близких. Плисецкая распорядилась кремировать свое тело и развеять прах над Россией вместе с прахом мужа. "Последняя воля такова - тела наши после смерти сжечь и, когда настанет печальный час ухода из жизни, того из нас, кто прожил дольше или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией", говорится в завещании.
Бывают такие сочетания слов невозможные. В "умерла Плисецкая" никак не веришь. Доводы разума про то, что в ноябре Майе Михайловне исполнилось бы 90, все равно разбиваются сгустком эмоций: для нее готовили большой праздник, пышнее прежнего, устроенного Большим в Кремле почти пять лет назад на ее последний, как теперь ясно, юбилей. Она была в планах, на нее рассчитывали. Да и не могло быть иначе, она ведь будто не могла умереть. А вот...
Это она, Плисецкая, в едкой иронии своего острого ума растворила лучезарный образ "самого духовного искусства". Это Плисецкая потешалась над балеринскими "брови домиком", не забывая при этом пахать в балетном классе до седьмого пота. А еще именно Плисецкая первой из советской балетной касты стала своей среди отечественных (и не только) интеллектуалов. Да, Татьяне Вечесловой и Галине Улановой поэты слагали стихи, но только Плисецкая влетела кометой в столичный круг "шестидесятников" и оказалась там своей. Благодаря витальности, уму да умению не лезть в карман за словом она стала олицетворением всего яркого и живого, что было в балете одной шестой части суши.
Она прекрасно знала, что публика ее любит. Обожала раскланиваться: по театральной легенде дирижер Юрий Файер поперек оваций стучал по пюпитру, обуздывая Плисецкую-Китри: "Майка, уйди! Майка, задерживаешь спектакль!"
Годы спустя доступной для широкой публики станет история семьи Плисецкой, о которой прежде знали только близкие. Расстрелянный в 38-м отец, сосланная в печально знаменитый Акмолинский лагерь мать, чудовищная история вызволения ее и младшего брата тетей Суламифь Мессерер. Это Плисецкая в шестидесятые подписала знаменитое Письмо 25-ти деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина, единственная во всем музыкальном театре отечества. Она же, оставаясь патриоткой, никогда не молчала о прелестях контроля над театральным людом и временных трудностях советской легкой промышленности.
Она считала, что продлевает себе сценическое время, когда искала новые роли в новых спектаклях, а на самом деле двигала прогресс: благодаря ее энергии мир получил танцующую Кармен, балетного Толстого и Чехова. Она считала, что расширяет свои жанровые возможности, а на самом деле торила дорогу в наши широты живым классикам Ролану Пети и Морису Бежару, которым, не будь Майи, еще бы долго пришлось ждать.
Надо было видеть, с какой живостью и серьезностью, безо всякой звездной пыли она общалась с публикой. Как в буйные девяностые нервничала за каждого участника балетного конкурса "Майя", как, будучи уже великой Плисецкой, тряслась перед исполнением специально для нее поставленной сольной программы. Как в радостном порыве сняла с себя серьги для молоденькой солистки Мариинского театра, станцевавшей Царь-девицу в "Коньке-Горбунке" Щедрина. На девятом десятке, осознавая собственный магнетизм, она посмеивалась над молодыми поклонниками. У нее не было возраста, только правила приличия заставляли называть ее Майей Михайловной, а не просто Майей. Ироничная королева, самая стильная и решительная балерина эпохи, лучших вам букетов и светлой памяти.
Концерт для Плисецкой
Знаменитый дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев посвятил концерт в Ульяновске Майе Плисецкой. Выступление прошло в рамках регионального тура XIV Московского Пасхального фестиваля. "Вчера вечером лично я потерял друга. Потеряла страна, российская, мировая культура. Это не просто грусть, а ощущение огромной пустоты - таких людей невозможно заменить. Уход Майи Михайловны стал абсолютно неожиданным, несмотря на то что она прожила почти 90 лет. Еще вчера утром она и ее супруг Родион Константинович Щедрин поздравляли меня с днем рождения. Это преждевременный уход: она была в великолепной физической форме, помнила все, что происходило и 60, и 70 лет назад. Можно говорить, что Большой театр потерял легенду балета, но последние 10-15 лет она гораздо чаще бывала в Мариинском театре. Произведения ее супруга, моего огромного друга, поставлены у нас на сцене - огромное количество постановок. 20 дней назад на открытии в Москве мы исполняли его фортепианный концерт с Денисом Мацуевым. Майя Михайловна и Родион Константинович были в зале. Чуть позже мы исполнили новую оперу Щедрина "Левша" по произведению Лескова, которую он посвятил нашему коллективу и мне. Он и сейчас работает над созданием оперы, и мы исполним ее, как только она будет завершена. Родион Константинович знает, что это единственное, чего хотела бы Майя Михайловна - чтобы опера как можно быстрее увидела свет".