14.04.2015 22:25
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Славяне непрерывно взаимодействовали с греческим миром

    В рамках визита премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москве был подписан Меморандум о проведении в 2016 году российско-греческого "перекрестного" года, предварительная программа которого уже сейчас насчитывает больше сотни различных событий. Они охватывают все сферы наших взаимоотношений - от политики и экономики до художественной культуры и спорта. К тому же в 2016 году исполняется 1000 лет русскому монашеству на Афоне, что, безусловно, придаст всему происходящему особое измерение.

    Многообразные связи современной Греции и современной России корнями уходят в далекое прошлое. Общая вера и близкие языки, родство духовной жизни наших народов в новую эпоху, равно как и постоянная рефлексия по поводу греческой античности, - все это создает особую почву для нынешнего сотрудничества. Как известно, после освобождения от Османской империи первым правителем Греции был граф Иоанн Антонович Каподистрия, с 9 августа 1816 года управлявший Министерством иностранных дел Российской империи. Во многом благодаря его деятельности российско-греческие связи обрели непреходящие смыслы, которые сохранились и поныне. Словом, грядущий "перекрестный" год, безусловно, позволит взглянуть на отношения двух близких народов и в историческом приближении, и в футурологической перспективе. Он даст новый импульс к сотрудничеству. И, конечно же, поможет нам лучше узнать друг друга, да и самих себя - в сходствах и различиях с дружественным народом.

    В колыбели европейской культуры жил народ, который обладал уникальной творческой энергией, дерзнувший уподобить бренных людей богам и героям

    Никогда не забуду своего первого потрясения от встречи с греческой землей. Я приехал туда впервые в 1982 году, вполне серьезно полагая, что прочитанная в детстве книга Н. А. Куна "Мифы и легенды Древней Греции" и некоторое знание об античной литературе и театре, обретенное в институтские годы, может быть почти достоверным путеводителем по современной Элладе. То есть я понимал, что не встречу древних эллинов, но все-таки рассчитывал на то, что "гении места" позволят мне разгадать те тайны, которые пленяли в легендах, рожденных в этих краях. Скажу честно, мои старания были напрасны. Как многие, наслаждаясь красотой лазурного моря и сверкающей зеленью тенистых хвойных рощ, не мог понять, каким образом рождались великие образы, обладающие вневременным могуществом, вызывающие восторг и ужас на протяжении тысячелетий. Оставалось лишь удивляться гению древних эллинов, которые обладали такой мощью воображения, что позволила им воспарить с их каменистой земли в космические пространства универсального человеческого мифа. В колыбели европейской культуры жил народ, который обладал уникальной творческой энергией, дерзнувший уподобить бренных людей богам и героям. Он явил дерзкий пример соотношения вымысла и реальности, в котором нафантазированное оказалось много богаче и совершеннее повседневной достоверности. Великий образец для художественного творчества, которое свободно от бренности обыденного существования! Образец, в свете которого многие нынешние рассуждения о соотношении искусства и реальности кажутся невежественной абракадаброй.

    Греческие мастера сумели не разорвать, а наново и накрепко сплести нити, связывающие их со своими предшественниками и потомками. Всмотритесь в экспонаты Национального музея археологии в Афинах, греческое искусство впитывает в себя древнеегипетские и персидские линии и образы, а само прорастает в римское искусство, подсказывая мотивы, гармонию художественных решений.

    Египетский фаюмский портрет I-III веков нового времени, являющийся частью погребального культа, связывает греко-римскую античность с восточно-римской, византийской иконописью. От него она унаследовала особое изображение глаз в ликах святых, скорбную отрешенность от мирской суеты, магию золотого фона. Напомню, что само слово "икона" греческого происхождения. В переводе это "образ", "изображение". Но изображение, образ Бога, который рождается в воображении молящегося человека. Именно иконописцам впервые удалось чувственно выразить внечувственное, нематериальное, бесплотное.

    Византийская духовность, византийская иконопись сыграли бесценную роль в формировании русской религиозной культуры, русского религиозного пластического искусства. Многообразие русских школ иконописи, собственные пути, которые выбирали новгородские, псковские, московские, ярославские мастера, не отменяли их родства с греческими предшественниками. Иконопись предполагает смирение и следование канону, который не противопоставляет творчество и традицию.

    Славянский мир находился в процессе непрерывного взаимодействия с греческим миром, а через него и вместе с ним - с Римом, скандинавской и германской культурой

    О глубинной связи русского искусства, русской культуры с греческой и шире - средиземноморской - культурами следует помнить в современных спорах об особенностях нашего национального духовного сознания. Славянский мир находился в процессе непрерывного взаимодействия с греческим миром, а через него и вместе с ним - с Римом, скандинавской и германской культурой.

    Уверен, что грядущий "перекрестный" год принесет немало открытий если не специалистам, то во всяком случае широкому кругу зрителей. Мы вглядимся в "бездонный колодец" мировой истории, в нем и через него попытаемся понять современный мир, а может быть, и угадаем очертания грядущего.

    Поделиться