05.04.2015 08:50
    Поделиться

    Православные христиане отмечают Вербное воскресенье

    Вербное воскресенье - народное название праздника "Вход Господень в Иерусалим", отмечаемого в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въехал в столицу Иудеи.

    4 апреля 2015 года, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя и освятил ветки вербы и пальмовые ветви (вайи), принесенные верующими в храм.

    Чтобы понять смысл традиции освящения за неделю до Пасхи веточек вербы - традиции чрезвычайно любимой в народе, давайте разберемся, а что же мы отмечаем в Вербное воскресенье? Чем этот вход Иисуса в Иерусалим так знаменателен, что ему посвящают отдельный праздник?

    Странные, необычные события предшествовали этому возвышенному шествию. 30 г. нашей эры, окрестности Иерусалима гудят от слухов: "Появился Мессия - Спаситель, он исцеляет больных. Слепые по его слову прозревают, прокаженные очищаются от струпьев, умершие оживают! Разве вы не слышали, как он в прошлом месяце воскресил своего друга Лазаря, брата Марфы и Марии, уже четыре дня как похороненного в гробнице? Крикнул: "Лазарь, выходи!", и Лазарь вышел из склепа - обвитый погребальными пеленами! Покойника развязали, и он пошел! Кто мог бы сотворить подобное! Иисус - Мессия! Спаситель! Он творит чудеса, за ним теперь идут толпы учеников и последователей! Он наконец-то принесёт Иудее, порабощенной римлянами, свободу! Воздвигнет новое царство!" - ликовали в окрестностях Иерусалима.

    Но то, что питало надежды простых людей, не могло не пугать власти. Тревожились и церковные иерархи: Иисус был для них смутьяном, ниспровергателем основ. Но слава о чудесах, творимых по слову Иисуса, разносилась по городам и селениям, и ничего поделать с этим было нельзя.

    Упоение от того, что победа над всей тьмой и несправедливостью мира уже недалеко, захватило и учеников Христа, они будто и не слышат горечи в словах Спасителя. Они пропускают Его исполненные скорби предупреждения мимо ушей. Такие чуткие и внимательные, они на этот раз будто не замечают Его горькой сосредоточенности - к чему скорбь, всем хочется быть победителями! Все жаждут, чтобы вокруг воцарилось царство справедливости, любви и радости. Особенно если тебе в этом царстве уготовано не самое последнее место, и это правильно, и это заслуженно - ведь ты был у истоков его создания, ты сидел рядом, буквально за одним столом с грядущим царем!..

    Такая атмосфера окружала вход Господа в Иерусалим. Удивительное дело, обычно Иисус путешествовал пешком. Но в этот раз - единственный! - Иисус решается въехать в столицу Иудеи верхом, через главные ворота. Наверное, для учеников это служит дополнительным сигналом о том, что "Царь грядеёт". Но, понимая это, Иисус выбирает для Своего въезда не коня - символ царской власти, символ воина-победителя. Спаситель просит Своих учеников пойти в ближайшее селение, найти там привязанного молодого осла, на которого никто из людей еще не садился, отвязать его и привести к нему. "А если кто скажет вам: что вы делаете, - продолжает Иисус, - отвечайте, что он надобен Господу". Действительно, после таких слов хозяева животного безоговорочно отдают того ученикам Христа, те приводят осленка к Учителю, и после того, как на него, вместо седла, постилают одежды Иисуса, Спаситель въезжает в Иерусалим. Въезжает "на осляти" - символе мира на Востоке.

    Это был торжественный въезд. Единственный случай в земной жизни Христа, когда люди явно, не таясь, громко, с радостью прославляли Его. С восторгом выкрикивая: "Осанна!", что в переводе с древнееврейского означает: "Спаси! Даруй спасение!". Аналогом этого возвышенного приветствия можно считать наше "Да здравствует!". Осанну выкрикивали не отдельные группки последователей, нет, в радостном упоении ликовала вся толпа: в Иерусалим накануне Пасхи стекалось огромное количество народа со всей Иудеи. "Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!" Высшие слова прославления толпа выкрикивала от всей души. Дорогу, по которой ступали копытца молодого осленка, несущего на себе Спасителя, жители Иерусалима устилали своими одеждами и финиковыми побегами, дети и женщины бежали вслед за Христом, размахивая пальмовыми ветвями - знак высочайших почестей. Народ был искренен в своем поклонении и ликовании. Пройдет всего четыре дня, и та же толпа, что сегодня восторженно приветствует Иисуса криками "Осанна!", будет требовать от Пилата: "Распни Его!".

    Почему? А все дело в том, чего люди ждали от Христа. Одни видели в нем нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие того, кто накормит их. Третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений.

    Но в тот день почти две тысячи лет назад, в день Входа Господа в Иерусалим происходит не торжественные въезд на царство, нет, иное: Иисус грядет на вольные страдания. Он делает это из любви к человеку - пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие - шествие Христа на Голгофу.

    И именно это - вступление Господа нашего на путь Крестных страданий, вспоминают сегодня в православных храмах. У нас нет пальмовых ветвей, чтобы приветствовать грядущего навстречу нам Христа, поэтому на утреннюю службу в Вербное воскресенье люди приходят с ветками вербы, которую освятили накануне, на всенощном бдении. Потом эти освященные ветки вербы целый год хранят дома, украшают ими иконы, приносят их на могилы родственников. Впереди страстная неделя, и сегодня, принося в храм тоненькие, упрямые прутики расцветающей вербы, вслушиваясь в слова богослужения, мы вырываемся из круговорота сиюминутного: "И тех же верб сквозные прутья / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской...", - писал в 1930 г. Пастернак. Вечность упрямо вторгается в нашу повседневность. Впереди, уже завтра, Страстная неделя.

    Поделиться