24.03.2015 20:57
    Поделиться

    В Новом крыле Дома Гоголя показали проект "Игроки"

    В московском Доме Гоголя открыли проект "Игроки"
    Любите ли вы играть? Если да, то вам в Новое крыло Дома Гоголя, что на Никитском бульваре.

    Проект, созданный кураторами Анной Румянцевой и Алексеем Трегубовым, так и называется "Игроки". Геймеры, по-нашему. Нетрудно догадаться, что он отсылает к известной одноименной пьесе Николая Васильевича. Фактически молодые художники создали квест по мотивам гоголевского произведения. Как всякий уважаемый квест, он предлагает участникам исследование неизвестного мира, увлекательную историю и на совесть сделанные головоломки.

    На первый взгляд, зритель входит в обычное музейное пространство со всеми привычными атрибутами мемориальной экспозиции, будь то редкая фотография, спрятанная за красной занавесочкой от электрического света, письма писателя, его портрет в юности, гравюра с видом на петербургскую набережную, где он жил в доме купца Зверкова, или рисунки, сделанные в Риме… Но с Гоголем, как водится, никогда ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. Так что неудивительно, что предваряет экспозицию черно-белая карта джокера, профиль которого (при некотором усилии воображения) можно счесть похожим на гоголевский.

    Собственно, на этой встрече двух миров: гоголевского, фантасмагоричного, полного превращений, нежданных поворотов, таинственных знаков и чудес, и строгого музейного, где все по полочкам, где у каждого экспоната - история его появления, а вещи пленяют подлинностью, - и построен проект "Игроки". Экспозиция предлагает рассказ о работе писателя над пьесой, его увлечении темой и первой постановке "Игроков" в Москве в 1843 - премьера состоялась во время бенефиса Михаила Щепкина. Но понятное дело, история создания пьесы включена в более широкий контекст литературных, художественных, дружеских связей Гоголя.

    Не правда ли, похоже на обычную музейную историю? С одним, но существенным отличием. Музейный рассказ о создании пьесы "Игроки" выстраивается примерно так же, как сюжет пьесы. А там, как известно, одна команда шулеров переиграла своего коллегу, замечательного мастера своего дела, сочинив и исполнив - комар носа не подточит - целый спектакль для него, любимого. Так и команда художников, в которую кроме Алексея Трегубова и Анны Румянцевой, вошли Григорий Рассуждаев, Алексей Мальцев и выступивший в роли alter ego Николая Васильевича Александр Шамарин, поставили фактически пьесу специально для новоприбывшего многоопытного героя. Надо ли говорить, что им оказывается посетитель музея? И то сказать: уж про Гоголя-то все всё знают. В школе и "Тараса Бульбу", и "Мертвые души" проходили… Про "Ревизора" и говорить нечего. Да и "Игроков" если не театре, так в кино видели. Поэтому задачка музейного квеста выглядит поначалу вполне себе простенькой. Надо, пройдя экспозицию и выслушав рассказ экскурсовода, догадаться, где подлинные вещи XIX века, а где фейки, специально сделанные для проекта, где фотографии настоящие, издания реальные и цитаты точные, а где - имитация.

    Нетрудно заметить, что музейная территория плавно перетекает в сценическую, где от декораций требуется не подлинность, а убедительность. Автографы Гоголя и найденное первое издание "Игроков", путешествие в Италию, ящичек для дорожных карт и афиша Малого театра… А в финале, когда зритель, кажется, уверен в своем триумфе, его подводят к последней комнатке, в которой разворачивается "сеанс разоблачения". Тут-то можно обнаружить, как "подлинный" портрет XIX века сделан по образцу картины из Эрмитажа не далее, как в нынешнем году, что убедительный "раритет" - старое издание с "ятями" и пожелтевшими страницами - блистательный новодел, а цитата Гоголя, которая показалась уж точно вымышленной, взята из его известного письма Жуковскому… В общем, если экспозицию вы обошли стремительно, то в закулисной комнатке точно зависнете надолго. Правда, фотографировать там не разрешают, но на выходе можно взять "ключ" с отгадками.

    Музейный квест, помимо прочих плюсов, впечатляет еще и тем, что затрагивает проблему доверия человека визуальному образу и критического восприятия "очевидной" информации. Следовать завету Козьмы Пруткова и не верить глазам своим все же трудно - даже в век фотошопа. В этом смысле потенциал образа фейкового экспоната оказывается гораздо шире музейного контекста. Тема шулерства, передергивания карт и фактов - из самых актуальных сегодня. Молодые художники смогли решить ее изящно, использовав феерический арсенал "Игроков" Гоголя для создания многоуровневой интриги.

    Проверьте свою готовность к квесту по "Игрокам", ответив на пять вопросов
    1. Любимую героиню какого персонажа Гоголя звали Аделаидой Ивановной? Почему этот персонаж, при самой страстной любви к ней, никогда не думал жениться на Аделаиде Ивановне?
    2. Как звали няню Гоголя?
    3. Было ли время, когда Николай Васильевич носил бороду?
    4. Сколько фотографий Гоголя известно?
    5. Рисовал ли знаменитый художник Александр Иванов Гоголя? В связи с чем были сделаны рисунки?
    Поделиться