12.02.2015 20:00
    Поделиться

    Выжутович: Реорганизация - один из способов сделать власть эффективнее

    Антикризисный план правительства, одобренный президентом, предполагает сокращение большинства категорий расходов на 10 процентов. Главным образом сокращения коснутся расходов на обеспечение органов государственной власти. В частности, будет учтен отказ от услуг повышенной комфортности или уменьшение количества таких услуг.

    Сокращение трат на содержание госаппарата вообще-то планировалось и ранее - еще до наступления кризиса. Собственно, планировалось сокращение самого госаппарата. Эту работу предполагалось провести в рамках разработанной министерством труда и социальной защиты федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015-2018 годы.

    По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона - на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента - в судах и прокуратуре, 2,1 процента - в законодательных органах, 1,1 процента - в других государственных структурах.

    Речь не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти

    За счет чего конкретно будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока неясно. В общих чертах выполнение этой задачи министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия госорганов, исключить их дублирование, а также оптимизировать численность госслужащих.

    Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, будет проведен мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлено новое штатное расписание - оно появится во всех органах власти. Потребность в том или ином количестве сотрудников будет оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости. Министерство труда и социальной защиты предлагает нормативно закрепить базовые, функциональные и квалификационные требования к чиновнику - попросту говоря, определить, какие профессиональные навыки и человеческие качества ему необходимы для соответствия занимаемой должности. Предлагается создать "паспорт должности", в котором будут очерчены функции этой должности и требования к чиновнику, занимающему эту должность или претендующему на нее.

    Что касается оптимизации численности госаппарата, то, по мнению минтруда, следует сокращать штаты не повсюду, а только там, где количество вакансий превышает 7 процентов. Не стоит, считают в министерстве, и уменьшать численность сотрудников МВД, ФНС, ФМС и Росреестра, оказывающих гражданам большой объем госуслуг.

    Если структура правительства так или иначе совершенствуется, то оптимизация численности госаппарата дается гораздо труднее

    Нельзя сказать, что все эти меры носят экстренный характер и вызваны исключительно кризисом. Попытки оптимизировать структуру правительства и госаппарат предпринимаются регулярно. Например, в сентябре прошлого года было упразднено министерство регионального развития. Его функции передали другим правительственным подразделениям. Тогда же указом президента были ликвидированы Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Вся работа по поставкам продукции военно-технического назначения отныне сконцентрирована в минобороны, а контрольно-надзорную деятельность, ранее закрепленную за Рособоронзаказом, поделили между собой министерство промышленности и торговли, Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата.

    Если структура правительства так или иначе совершенствуется, то оптимизация численности госаппарата дается гораздо труднее. В 2010 году было принято решение сократить количество чиновников на 20 процентов. Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек - лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010-го.

    Давно замечено: сколько ни сокращай российский госаппарат, он постоянно разрастается. Растет число заместителей у министров и руководителей федеральных агентств. Впрочем, когда затевалась административная реформа, никто и не говорил, что изменение числа и рассадки должностных лиц, деление ведомств на правоустанавливающие (министерства), правоприменительные (агентства) и контрольно-надзорные (службы) - меры самодостаточные. Было понятно: структурные новации - лишь стартовое условие для перевода государственной машины в более эффективный режим. Организационный хаос, возникший поначалу, лишь подтвердил, что реальность не умещается в умозрительные схемы, сколь бы совершенными они ни казались на стадии кабинетных расчетов.

    Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников (по доле должностных лиц федерального уровня в остальном населении наша страна, как ни трудно в это поверить, отстает от Европы и США). Важно другое - какова она, отечественная бюрократия. И прежде всего - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению.

    Речь, таким образом, не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти. Реорганизация, уменьшение численности сотрудников - это лишь один из способов сделать власть более эффективной. Но в том-то вся штука, что сценарии аппаратных преобразований пишутся самими же чиновниками. То есть теми, кто, собственно, и является важным и отнюдь не последним объектом этих преобразований.

    Поделиться