09.02.2015 11:03
    Поделиться

    Беженцы в донбасской Макеевке попросили помощи у россиян

    Каждый день из населенных пунктов Донецкой Народной Республики, находящихся в зоне активных боевых действий, эвакуируются более 200 человек. Об этом сообщила журналистам уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова. Часть из них находят приют в шахтерской Макеевке. Корреспондент "Российской газеты" увидел, в каких условиях живут сегодня беженцы в прифронтовом городе и узнал, что они очень надеются на гуманитарную помощь от рядовых жителей России.

    …В Макеевке мы с попутчиками остановились на ночевку по пути из расположенного на территории Луганской Народной Республики города Краснодона в столицу Донбасса.

    Дорога протяженностью почти в 200 километров заняла больше пяти часов. Сопровождавший корреспондента "РГ" командир отряда быстрого реагирования "Викинг" Евгений Турос (с позывным "Викинг"), как выяснилось, участвовал в окрестных местах в прошлом году в ожесточенные боях с силовиками. За окном машины постоянно мелькали разбитые дома и подбитая техника.

    - Смотри, вон слева танк сгоревший стоит, - показывает он рукой. - Это я его из гранатомета подбил из-за тех вон домов, которые разрушили украинские националисты…

    Поля вдоль дороги изрыты бесконечными черными воронками от разорвавшихся снарядов. То и дело попадаются таблички с надписью "Осторожно, мины!" Наш водитель едет медленно: асфальт во многих местах разбит - в одних местах от разорвавшихся мин, а в других - из-за того, что дороги тут много лет никто попросту не ремонтировал.

    При въездах и выездах в населенные пункты расположены блок-посты. На них дежурят казаки, ополченцы, военнослужащие из ЛНР и ДНР, а также милиция.

    У одного из них делаем короткую остановку. Условия службы тут очень тяжелые. Сооружения из бетонных плит с бойницами, через которые завывает ветер, от холода практически не спасают. А ведь бойцам дежурить приходится зачастую сутками, ожидая смену.

    Где-то в стороне слышится канонада и взрывы. "Взрослые уже давно к ним привыкли, - говорит один из ополченцев. - А вот маленькие по ночам сразу просыпаются от взрывов и начинают плакать…"

    Следующая остановка - в поселке Брянка, еще на Луганщине. "Викинг", попросив немного подождать, выходит из машины и скрывается за воротами одного из домов. А я тем временем прошелся по ближайшим улицам. Людей на них практически нет. Война заставила разъехаться большинство местных жителей.

    Наконец, Турос возвращается и рассказывает удивленно:

    - Представляешь, сейчас был у знакомого командира подразделения. Так вот, сюда только что бойцы доставили пленного польского офицера. Его танк подбили, а из экипажа он только один и уцелел. Идут тяжелые бои, много раненых. "Укропы" не сдаются и пытаются прорвать "Дебальцевское кольцо". Сегодня уже не успеем до ночи доехать до Донецка, поэтому придется остановиться в Макеевке.

    В известном многим шахтерском городе, где до войны проживало почти 400 тысяч человек, нас встречает сослуживец "Викинга" и определяет на ночлег в Макеевский профессиональный лицей. У входа знакомимся с Еленой Серовой, которая занимается размещением людей. Поясняет, что сама не местная - пришлось с дочкой и крохотной внучкой бежать с хутора Еленовка Донецкой области, где уже много месяцев подряд идут ожесточенные сражения.

    - Я отвечаю за беженцев, которые живут в лицее, - говорит она. - Впрочем, я и сама из них. Живем в одной комнате втроем. А как дальше, никто сейчас не скажет. Даже не знаю, уцелел ли мой дом, ехать туда очень опасно.

    В лицее вскоре знакомимся с Иваном Новаковским: оказывается, он специально сюда пришел, узнав, что приехал российский журналист.

    - Я возглавляю региональную общественную организацию "Русская весна - Макеевка". Занимаемся адресной гуманитарной помощью, - рассказывает Иван. - Уже и в украинском плену успел побывать. Мы с товарищами во время прошлых боев постоянно вывозили беженцев на границу с Россией. Причем их фотографировали и размещали снимки на нашей страничке в соцсетях: чтобы родственники могли их найти… И, когда однажды возвращались обратно, нашу машину обстреляли и остановили каратели из Национальной гвардии. Автомобиль, естественно, забрали, а нас бросили в подвал. Там еще находился раненый в ноги боец ополчения. Кстати, спасибо подразделению "Викинг" - именно их ребята нас обменяли на захваченных украинских диверсантов.

    На вопрос, как с ними обращались в плену, Новаковский отвечает с гневом: "Украинские солдаты - настоящие фашисты. Со всех сняли обувь и верхнюю одежду, потом заставили в таком виде втроем нести раненого бойца шесть километров".

    Как нам рассказал исполняющий обязанности директора производственного лицея Сергей Драганюк, обучение сейчас проходит дистанционно, поэтому здесь освободились комнаты: "Местные власти попросили, и мы решили поселять здесь беженцев. В самый пик боев лицей принимал до 30 человек в день".

    - Конечно, беженцем тут помогают, чем только могут. Но этого не хватает. Поэтому, если кто-то из россиян захочет адресно помочь именно нашим людям, будем очень рады, - говорит Иван Новаковский.

    Кстати

    Телефоны Региональной общественной организации "Русская весна - Макеевка": +38 095 58 600 97, +38 095 752 70 53,  +38 066 213 37 59.

    Поделиться