03.02.2015 00:40
    Поделиться

    Во всех субъектах РФ появятся реестры кластерных инициатив

    До 30 ноября 2015 года во всех субъектах РФ должны появиться реестры кластерных инициатив, чтобы претендовать на господдержку из федерального бюджета. Пока процесс застопорился на доработке самого документа - Стандарта промышленного территориального кластера. Его разработкой занимаются Ассоциация инновационных регионов и Агентство стратегических инициатив. Они вынесли нулевое чтение подготовленного документа на экспертную дискуссию, которая прошла на Гайдаровском форуме.

    По словам директора департамента социального развития и инноваций минэкономразвития Артема Шадрина, документ с методическими рекомендациями по деятельности инновационного территориального кластера был утвержден в начале апреля прошлого года. "В нем прописаны принципы деятельности этих организаций, механизмы формирования и управления работы, первоочередные мероприятия", - заметил Шадрин. По его мнению, в разрабатываемом сейчас стандарте необходим чуть меньший акцент на научную и инновационную составляющую, ведь у промышленных кластеров своя специфика и больший акцент делается на маркетинг, систему управления качеством, вопросы, связанные с управлением производственными цепочками.

    Почти год эксперты спорят, на кого должен быть рассчитан промышленный кластер, какие ключевые признаки его отличают. Вера Авдеева, эксперт АСИ, недоумевает: "До сих пор нет понимания, кто является адресатом кластера". Ясно лишь одно - работать в кластере можно будет на добровольных началах. Она считает, что его конечным потребителем должны быть не только территории, а сами предприниматели. И резонно замечает, что успех работы кластера зависит от сильного управленческого звена, поэтому необходимо прописать в документе, как будет осуществляться его координация.

    - Этот документ должен отвечать на запросы бизнеса, в конкретном случае бизнеса регионального, - уверен исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник. - Разработанный нами стандарт должен помочь предпринимателям быть более конкурентоспособными.

    По его словам, кластеризация поможет легче пройти кризис: "Кластеризованные предприятия упали в кризис условно на 15%, а другие рухнули на 20%". Он выделил три основных критерия, характерные для промышленного кластера в регионе: самоорганизация, перспективы выхода на глобальный рынок, доля в ВРП.

    По словам экспертов, необходимо расширить количество участников кластера, их должно быть много. В отличие от зарубежных кластеров, насчитывающих порой не одну сотню участников, в нашей стране они пока исчисляются десятками. "Кластеры различны по моделям, и синергетический эффект, на который мы рассчитываем, наступает именно при большом числе участников. Поэтому одна из задач, которую мы решаем, это вовлечение участников в работу кластера и расширение их состава", - заметил Артем Шадрин.

    Конструктивных предложений по усовершенствованию рабочей версии промышленного стандарта ждали от приглашенных на дискуссию представителей региональных органов власти. Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области, министр стратегического развития и инноваций Александр Смекалин высказал сомнения, что участнику кластера необходим полный набор преференций, прописанный в стандарте. "К примеру, нашему мебельному кластеру понадобился только техпарк, чтобы выйти из гаража, другие формы поддержки его попросту не интересуют", - поделился он.

    В свою очередь вице-губернатор, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко уверен, что "формируя инновационный потенциал региона, необходимо его обязательно увязывать с развитием кластера". Сейчас же, по словам экспертов, чтобы кластер получил господдержку, ему приходится стучаться в разные "окошки". "Когда будет сформирован реестр кластерных инициатив и будут выявлены глобальные игроки, для которых будет предусмотрена пакетная поддержка, тогда не придется ходить с протянутой рукой, - уверен Иван Бортник. - Причем должно быть обеспечено широкое участие всех организаций, входящих в состав кластера, в механизме управления: на этапе планирования, бюджетирования деятельности специализированной организации, подготовки предложений о механизме использования господдержки". Артем Шадрин отметил, что это имеет большое значение, поскольку кластерам далеко не всегда удается выстроить систему равного доступа к механизму принятия решений. "Это одна из наиболее важных задач - процедура участия членов кластеров в принятии решений", - пояснил он.

    В Башкортостане уже сформировано 5 кластеров, и как рассказал заместитель премьер-министра правительства республики Дмитрий Шаронов, уровень развития каждого определяется его потребностью.

    В то же время он не верит в самоорганизацию, как основной критерий, характерный для кластеров. "Мы каждый раз убеждаем их работать вместе, - поделился опытом Шаронов. - Как только месяц не встречаемся - участники кластера начинают "засыпать", поэтому для организации работы нужна управляющая компания". По его словам, основной проблемой для вхождения в кластер является боязнь недобросовестной конкуренции со стороны компаний, особенно в нефтехимии. В связи с этим эксперты предложили внести в критерий Стандарта право компаний на добровольное участие в работе кластера. У представителей регионов во время дискуссии возникали вопросы, как на практике посчитать ключевые показатели развития территориального кластера, прописанные в документе. Например, сложности могут возникнуть с расчетом темпов выручки организаций кластера в реальном выражении по отношению к предыдущему году. Непонятно, как считать, регионам для этого нужны дефляторы, методические указания по расчетам. Кроме того, из рабочего документа пока неясно не только как измерять, но и как сравнивать кластеры между собой.

    Как показывает практика в регионах, где существуют один или два пилотных кластера, как грибы после дождя появляются следом третий, пятый и даже седьмой. По словам Артема Шадрина, это нормальный процесс, когда объектом поддержки становится не отдельное предприятие, а их связка (поставщики, смежники, образовательные организации, научные организации). И в этом случае, по его словам, речь идет о самоорганизации кластера - организации кооперируются, что позволяет им более эффективно конкурировать и развиваться. "Поэтому новый стандарт действительно нужен, но он должен разрабатываться на основе накопленного опыта", - подчеркнул чиновник. И добавил, что кластеры должны быть частью стратегического планирования развития госпрограммы развития территории.

    По его словам, важно увязать программы, связанные с развитием дорожного строительства, транспорта, энергетики, с задачами, которые ставятся на развитие кластера. Это возможно через схемы территориального планирования, соответствующие плановые документы. "Необходимо, чтобы при разработке и актуализации схемы планирования учитывались потребности кластера и, наоборот, участники кластера выдвигали соответствующие предложения по корректировке смежных плановых документов развития территорий", - пояснил директор департамента минэкономразвития.

    Как правило, кластер создает предпосылки для увеличения инвестиционной привлекательности регионов, формируя ожидания, связанные с подготовкой сертификатов, привлечением якорных участников кластера, что тесно связано с тем, насколько успешно регион выстраивает систему привлечения инвестиций. "Соответственно, вопрос инвестиционной политики должен быть настроен на стандарт развития кластера", - подвел итог Артем Шадрин.

    Поделиться