12.12.2014 00:44
    Поделиться

    Как зародились традиции социально ответственного предпринимательства

    "Покупая картофель фри в этом месяце, вы помогаете больным детям" - этот слоган слышал каждый, кто забегал перекусить в известную на весь мир американскую "фастфудочную". Считается, что традиции социально ответственного предпринимательства в современном понимании зародились в США в 70-е годы прошлого века.

    Вовсе не альтруизм, но сама логика капитализма сформировала у бизнесменов идею о том, что участие в социальных программах может стать выгодным вложением в бренд, повысить его конкурентоспособность и сыграть на увеличение прибыли компании. Как иронично замечают авторы книг о предпринимательской этике Стив Хилтон и Джайлз Гиббонс, "капиталистов пинками загоняли к алтарю истинных ценностей, используя понятный им язык денег". Более идеалистическую трактовку предлагает руководитель компании эко-дизайна Prime Five Homes Мейер Дэхан, придумавший понятие "корпоративной кармы". По его убеждению, "бизнес должен принять новую ментальность: сегодня ты наперед заботишься о потребностях этого мира, а завтра мир отвечает тебе взаимностью".

    Сегодня в США действует объединение Business for Social Responsibility, куда входят корпорации, развивающие концепции социально ответственного предпринимательства. Большинство солидных компаний регулярно проходят через так называемый социальный аудит, публикуя его результаты в своих ежегодных социальных отчетах в соответствии с международными стандартами. Для них это - вопрос репутации. Программы в рамках стратегии корпоративной социальной ответственности (КСО) самые разнообразные - от экологических инициатив и образовательных стипендий до волонтерства и донорства. Вот лишь некоторые примеры: Microsoft Corporation приняла участие в создании программы Lifetest, способной через изображение диагностировать малярию с точностью до 94%; Google Inc. в течение года инвестировала более миллиарда долларов в проекты по получению солнечной и ветряной энергий; совместно эти две компании объявили о запуске программы по обучению 100 миллионов школьников со всего мира азам программирования; Walt Disney Company за год обучила более 100 тысяч человек основам компьютерной безопасности.

    Принципы КСО исповедуют отнюдь не только акулы бизнеса, но и небольшие фирмы. Интернет-магазин свечей Altered Seasons с нарочито патриотической символикой ("Америка сильна, потому что Америка хороша" - висит на сайте цитата из политического философа Алексиса де Токвиля) отчисляет сумму с продажи каждой свечи в фонд продовольственной помощи малоимущим. А производитель повязок на голову Headbands Of Hope жертвует доллар с каждой продажи на исследования в области детской онкологии.

    "Никто бы не вспомнил доброго самаритянина, будь у него только добрые намерения. Но у него еще были деньги" - этот афоризм Маргарет Тэтчер отражает британский подход к практике КСО, который выделяется среди других стран ЕС, где это направление давно пытаются взять под крыло еврочиновники. В Евросоюзе находятся больше половины из почти 7 тысяч организаций, которые подписали Глобальный договор ООН о принципах корпоративной социальной ответственности. Около трети неправительственных организаций, консультирующих компании по вопросам КСО, работают именно в странах ЕС. Еще в 2001 году Еврокомиссия опубликовала "Зеленую книгу", ставшую первым манифестом европейской идеологии КСО. Впрочем, попытки унифицировать ее разбиваются о национальные модели. Например, британская модель отличается активной вовлеченностью государства, которое поддерживает социальные проекты через предоставление бизнесменам налоговых льгот, финансирование образовательных и экологических инициатив, поощрение частно-государственных партнерств. В 2000 году британское правительство даже учредило должность министра по КСО, а специальная "Академия КСО" проводит тренинги для компаний. Корпоративные нефинансовые отчеты (по вопросам взаимодействия с местными сообществами, охраны окружающей среды и кадровой социальной политики) в Британии с 2006 года предусмотрены законом. И хотя за отказ от раскрытия подобной информации санкции в отношении компаний не предусмотрены, такие гиганты, как BP, регулярно отчитываются по итогам "социальных аудитов".

    На Востоке социально ориентированное предпринимательство порой принимает неожиданные формы. Нередко корпоративная политика зависит от взглядов непосредственно хозяина предприятия. В сентябре этого года рынок акций горнодобывающих компаний получил встряску благодаря индийскому миллиардеру Анилу Агарвалу - основателю и владельцу Vedanta Resources, который собрался почистить "корпоративную карму". Агарвал объявил о решении поместить три четверти своего состояния (оно оценивалось журналом Forbes в 3,5 миллиарда долларов) в благотворительный фонд. "То, что мы зарабатываем, должно быть возвращено обществу. Жизнь - это не только материальные блага", - рассудил 60-летний философ-магнат, известный филантропическими идеями, порой откровенно фантастическими. Один из самых богатых людей Индии, не получивший даже среднего образования, мечтает построить студенческий городок вокруг некоего идеального университета, который выпускал бы "гармонических людей будущего". Некоторые наблюдатели считают Агарвала не чудаком-прожектером, но как раз воплощением нового типа филантропа-благотворителя.

    Впрочем, в другой азиатской стране - Японии появление подобного феномена представить трудно. Основы корпоративной этики строго регламентируются в Стране восходящего солнца двумя крупнейшими ассоциациями бизнеса - Кейданрен и Доюкай. С начала 2000-х годов они дали "добро" на проведение компаниями социальных отчетов. В корпорациях появились специальные отделы по КСО, хотя изначально японские бизнесмены не очень понимали для чего нужно формализовать "западную" практику. Их подтолкнула к этому необходимость выдерживать конкурентоспособность на международных рынках. Одно из самых распространенных направлений КСО в Японии - волонтерство. По итогам 2011 года, когда произошла авария на Фукусиме, отчеты всех компаний содержали данные о том, как их сотрудники помогали пострадавшему региону Тохоку.

    "Азиатские тигры" не остаются в стороне от мировых проблем. Южнокорейская корпорация Samsung направила 3000 смартфонов общей стоимостью миллион долларов в больницы Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне, куда поступают больные с вирусом лихорадки Эбола. Медики смогут установить на них приложение, которое поможет им в уходе за пациентами, а те, в свою очередь, получат возможность поддерживать связь с родственниками. Гаджеты не покинут карантинную зону и все до единого будут утилизованы.

    Образ жизни - меценат

    Русские промышленники оставили свой след в искусстве

    В дореволюционной России были сильны традиции социально ориентированного предпринимательства. К рубежу XIX-XX веков в империи насчитывалось более 2 тысяч приютов, школ, общественных столовых, домов трудолюбия, "ночлежек", 80 процентов которых финансировались за счет частных средств. Для рабочих Прохоровской трехгорной мануфактуры на Красной Пресне был построен целый городок с больницей и родильным домом, детскими садами, школами и ремесленными училищами, библиотеками и даже фабричным театром. Текстильные фабриканты Дербенёвы также выделяли значительные ассигнования для обучения детей рабочих, для талантливых выходцев "из низов" они учредили специальную стипендию. Самые известные российские промышленники вошли в историю именно как благотворители, собиратели выдающихся коллекций произведений искусства и театральные меценаты. Имена Морозовых, Мамонтовых, Третьяковых, Бахрушиных, Рябушинских были увековечены в памятниках архитектуры, где разместились открытые ими "богоугодные заведения", в театрах и музеях, созданных на их средства

    Поделиться