Соцслужбы Норвегии и Финляндии отобрали у россиянок детей

И снова - Норвегия... Двух детей - 11-летнего Эрика и 13-летнюю Марию норвежская социальная служба Барневарн отобрала у матери-россиянки Елены Кузнецовой. Ее сын и дочь, как и она, имеют гражданство России.

10 ноября Кузнецова обратилась в международное движение "Русские матери" за помощью, до этого - в посольство России в Осло и к уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову. Елена просит внести ее детей в список пострадавших от бесчинств Барневарн граждан России.

Этот случай, о котором сообщила сегодня координатор движения "Русские матери" Ирина Бергсет, выглядит особенно мерзко из-за обстоятельств, послуживших поводом для таких действий Барневарн и наводящих на размышления о человеческой непорядочности и корыстных мотивах.

Елена, бывшая жительница Санкт-Петербурга, вышла замуж за гражданина Норвегии и уже 15 лет живет в этой стране. Она инженер-гидролог, имеет работу, дом. С годами отношения супругов ухудшились, Елена приняла решение о разводе. Тут-то все и началось. Сноха (жена брата норвежского мужа Кузнецовой), врач по профессии, - как рассказала Ирина Бергсет, - "воспользовавшись обязанностью доктора в Норвегии "стучать" на любого родителя прямиком в Барневарн, сообщила, что мать детей якобы "плохо справляется со своими обязанностями, а сама она в качестве их фостер-матери будет это делать гораздо лучше". Получив такое "убедительное" заявление от подданной Королевства Норвегии, работники Барневарн оперативно изъяли детей у Елены и определили их в дом к снохе-заявительнице. И, как уточнила правозащитница, Елене дали всего восемь свиданий с детьми в год, но, как здесь принято, в присутствии детских надзирателей из Барневарн, а снохе - детей и крупное посуточное денежное пособие на их содержание, а также зарплату фостер-матери в двойном размере, поскольку детей двое.

Этот, уже четвертый за последние недели норвежский скандал, связанный с изъятием детей у граждан России, оказался не единственным, о котором стало известно во вторник. Сообщение о случае из того же ряда в этот же день пришло от финского правозащитника Йохана Бекмана: социальные службы Финляндии 7 ноября забрали у живущей в городе Вантаа россиянки Александры Фоминой дочь и уже 9 ноября передали ее в финскую приемную семью. (Кстати, и сама Фомина, и ее дочь, как и их "подруга по несчастью" Елена Кузнецова, - также бывшие жительницы Санкт-Петербурга). Александра в минувшую пятницу просто не дождалась дочку из школы, - девочку без суда и следствия соцработники увезли прямо с занятий.

По информации Бекмана, Фомина с дочкой проживают в Финляндии три года, у ее ребенка имеется российское гражданство. Правозащитник пока не располагает сведениями о мотивах таких действий финской соцслужбы. Как он поясняет, "согласно принятой практике, они не обязаны их сообщать". Но, по его словам, есть, по крайней мере, две версии таких причин. По одной предполагается, что девочка в парке сказала финской соседке о том, что "мама ее однажды шлепнула". По другой - дочь отняли у Александры, так как она пожаловалась, что "мама отказалась завести ей собаку". Бекман также уточнил, что "никаких проблем в семье нет, Александра в разводе с финским мужем, но между ними остались хорошие отношения".

Резонанс

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сообщил в Twitter о своем намерении предложить правительству Норвегии обсудить ситуацию с изъятием российских детей. Он заявил, что совместно с посольством России в Норвегии формирует так называемый "Список жертв ювенального террора" для передачи в Следственный комитет РФ.

По словам Астахова, изъятие детей происходит не только из семей, которые проживают в Норвегии постоянно, но и когда россияне выезжают на учебу, работу, приезжают в эту страну просто как туристы.

И, как сообщил во вторник первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, ОП России также намерена обратиться в МИД России с просьбой вмешаться в ситуацию с изъятием властями Норвегии российских детей из родных семей.

P.S.

Как только что написал в своем микроблоге в Twitter Павел Астахов, "норвежская служба защиты детей Барневарн перешла в атаку по делу 5-летнего российского мальчика Оскара Ш., отобранного 8.10.14 у родителей. Из-за вышедшего на телеканале "Россия-1" интервью бабушки Оскара и заявления, что лучше ребенка увезти в Россию, норвежцы передали его в новую приемную семью".