Бизнес получит право на возврат НДС с платежей иностранным компаниям

Компаниям могут предоставить право на вычет НДС с авансов иностранным поставщикам. С такой инициативой выступили на заседании Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики юристы и представители бизнес-сообщества.

"Мы хотим предложить поправки, которые бы приравняли права на вычет покупателей иностранных товаров, работ и услуг к тем правилам, которые действуют в отношении российских поставщиков", - сказал руководитель налоговой практики "Пепеляев групп" Леонид Кравчинский. Представители минфина и ФНС, присутствовавшие на заседании Экспертного совета, поддержали это предложение.

Суть в следующем: долгое время покупатель не мог сразу принять к вычету уплаченный им в составе аванса НДС. Сделать это было можно только после отгрузки товаров, выполнения работ или услуг. Это создавало дополнительную налоговую нагрузку на экономику, поскольку получатель аванса уплачивал НДС с полученного аванса в бюджет. В связи с этим президент в Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 года поручил "исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей", что и было сделано.

По новым нормам с 1 января 2009 года уплаченный в составе аванса НДС подлежит вычету у покупателя сразу же - в периоде перечисления аванса продавцу (на основании договора, документов на уплату и счета-фактуры). Однако ФНС высказалась против "отмены НДС" с авансов одной из категории покупателей. В письме ФНС от 12 августа 2009 г. N ШС-22-3/634@ "О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами" указано, что внесенные в НК РФ поправки не применяются к налоговым агентам, которыми признаются покупатели товаров у иностранных продавцов. С позицией ФНС согласился Высший арбитражный суд в решении от 12 сентября 2013 г. по делу N 10992/13. Суд пришел к выводу, что положения ст. 172 НК РФ указывают на возможность включения в налоговые вычеты сумм НДС, исчисленных и удержанных налоговыми агентами из доходов иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, и уплаченных этими налоговыми агентами - покупателями товаров (работ, услуг) в бюджет, только после принятия на учет товаров (работ, услуг).

"Основания для этого отсутствуют, поскольку налоговый агент, исчисливший, удержавший и перечисливший в бюджет НДС при уплате аванса продавцу, исполняет все требования для принятия НДС с уплаченного аванса к вычету. А именно налог уплачен в бюджет, у покупателя имеется собственный счет-фактура на аванс и документы, подтверждающие перечисление сумм предварительной оплаты продавцу. Кроме того, сторонами заключен договор, предусматривающий условие предварительной оплаты", - говорит Леонид Кравчинский.

Применяемый подход приводит к неравенству в налогообложении покупателей российских и иностранных товаров, нарушает принцип экономического основания налога и создает дискриминационные условия на рынке. "Покупатели иностранных товаров поставлены в худшее положение в сравнении с покупателями российских товаров, которые вправе принять НДС к вычету в момент перечисления аванса поставщику. Применение такого подхода дискриминирует также иностранных поставщиков, которые оказываются в неконкурентном положении в сравнении с аналогичными поставщиками из России, поскольку для покупателя выгоднее заключить сделку с российской компанией, применив право на вычет уплаченного с аванса НДС сразу", - сказал Леонид Кравчинский. Он предложил унифицировать уплату НДС с авансов в отношении российских и иностранных поставщиков. Соответствующие поправки в законодательство были представлены на заседании в ТПП РФ.

Эксперты позитивно оценивают это предложение. "Предоставление права налогового вычета предпринимателям, выступающим в роли налоговых агентов по НДС при перечислении авансовых платежей иностранным поставщикам, будет логичным шагом, уравнивающим права на вычет покупателей иностранных товаров (работ, услуг) с покупателями российских.

Экономически источник для вычета в этом случае имеется, поскольку налоговый агент при выплате аванса иностранному поставщику обязан удержать и уплатить НДС в бюджет. Более того, администрирование такого вычета для налоговых органов представляется очень простым, поскольку уплачивает НДС в бюджет и получает право на вычет одно и тоже лицо - налоговый агент.

Аргументы ФНС и ВАС против предоставления такого вычета основаны на формальном толковании норм НК РФ в его действующей редакции и не имеют экономического основания", - уверен Дмитрий Кривоносов, руководитель рабочей группы по налогообложению Комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей России. По его мнению, отсутствие права на вычет НДС с аванса, выданного иностранному поставщику, само по себе вряд ли может быть рассмотрено как сколько-либо действенная мера поддержки отечественного производителя. Предоставление же такого права поддержит средний и крупный бизнес, связанный с приобретением товаров, работ или услуг у иностранных контрагентов.

Однако некоторые участники заседания уверены, что если эти изменения будут приняты, могут снизиться поступления в бюджет. "Для того чтобы это выяснить, нужно провести серьезное аналитическое финансовое исследование", - уверен Дмитрий Корнеев, директор департамента налогового администрирования корпоративного центра "МТС".

Представители минфина и ФНС в целом поддержали предложенные поправки. "Концептуально предложение поддерживаем и готовы рассмотреть инициативу", - заявила начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Анна Лазовая. Предложенные меры по совершенствованию уплаты НДС будут направлены в Госдуму и минфин.