11.11.2014 00:39
    Поделиться

    Голландские специалисты реконструируют одну из секций Boeing-777

    Расследователи начали собирать обломки разбившегося малайзийского Boeing
    Голландские эксперты начали собирать обломки малайзийского Boeing-777, потерпевшего крушение под Донецком. Специалисты намерены реконструировать одну из секций самолета, чтобы установить причину катастрофы. К работе приступили четыре дня назад, но ее пришлось прервать: из-за обнаружения новых человеческих останков. Расследователи вывезли их в Харьков, а потом отправили в Нидерланды.

    О том, как идет, пожалуй, самое непростое расследование в истории мировых авиакатастроф, корреспондент "РГ" беседует с генеральным директором Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергеем Мельниченко.

    Сергей Александрович, авиаспециалисты внимательно следят за расследованием. Какая самая последняя информация?

    Сергей Мельниченко: На месте падения собирают пока небольшие фрагменты самолета. Вопрос о перевозке крупных частей фюзеляжа, крыльев, двигателей на некоторое время отодвигается. Очевидно, из-за организационных причин. Скорее всего, фрагменты будут переправлены железной дорогой в Харьков и оттуда самолетом в Амстердам, где будет выстраиваться макет обломков Boeing.


    Сбор обломков малайзийского самолета начали и тут же прервали из-за обнаружения новых человеческих останков. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

    Это то, что обычно расследователи делают в первую очередь, а не через несколько месяцев после авиакатастрофы?

    Сергей Мельниченко: Совершенно верно. Сначала прослушивается и анализируется аудиозапись переговоров в кабине экипажа, а также между пилотами и диспетчером. Потом выкладывается макет из обломков, чтобы установить, с какой стороны было поражено воздушное судно. Устанавливается характер проникающих отверстий, поражающих элементов. Сказано, что в телах и багаже обнаружено около полутора-двух десятков осколков. Если это так, то, наверное, не трудно установить, к какому виду вооружения они принадлежат.

    Появилась надежда, что расследование сдвинется с мертвой точки. Ведь даже предварительный доклад о ходе расследования появился не в рекомендуемые ИКАО сроки, а несколько позже.

    Кстати, в докладе ничего не было сказано о металлических осколках, найденных в телах. Почему?

    Сергей Мельниченко: Он получился абсолютно беззубым. Тем не менее там названа первопричина события: Украина не закрыла воздушное пространство на территории, где ведутся боевые действия. Ответственность на Украине будет лежать в любом случае.

    Черные ящики были в целости и сохранности. Но их расшифровка не внесла ясности?

    Сергей Мельниченко: Не думаю. Эксперты убедились, что разрушение самолета происходило очень быстро. Представляете, двигатели, аэронавигационное оборудование, электрические системы, все работает нормально. Потом - бах, и все записи прекращаются. Это говорит о том, что была разрушена проводка, кабели, которые подсоединяют регистраторы полетных данных к различным системам - компьютерной и электропитания. Все мгновенно. Значит, самолет не планировал, а большей частью разрушился в воздухе.

    Ранее не были обнаружены 14-16 погибших. Сейчас нашли всех?

    Сергей Мельниченко: Хочется надеяться. Хотя я не знаю, что могло остаться через четыре месяца под солнцем, дождем, ветром. А главное - бомбежками.

    Голландские следователи допустили, что Boeing мог быть обстрелян с другого самолета. И заявили, что материалов для установления причины пока недостаточно. Каких, например?

    Сергей Мельниченко: Из четырех версий следствие исключило несчастный случай и теракт. Названы два приоритетных сценария: самолет мог быть сбит ракетой класса "земля-воздух", и его мог сбить другой самолет. Вывод, что Boeing над Украиной был сбит в воздухе в результате обстрела с истребителя, делают многие военные аналитики, в том числе американские.

    В предварительном докладе приведен список материалов, используемых расследователями. Это, скажем, данные о техническом обслуживании воздушного судна и о выполнении полета: НОТАМы (сообщения для пилотов), план полета, погода, состав экипажа. Это изображения в открытом доступе и изображения со спутников. Это данные радиолокационного наблюдения службы управления воздушным движением, представленные Украэрорухом, данные радиолокационного наблюдения, представленные Россией. Это данные черных ящиков.


    Повреждения от авиапушки или осколков ракеты на крыле Boeing? Фото: РИА Новости www.ria.ru

    А почему нет аудиозаписей радиообмена военных диспетчеров с пилотами боевых самолетов? Необходимо исследовать все планы полетов (плановые таблицы) боевой авиации Минобороны Украины в день трагедии, записи всех переговоров между диспетчерами и руководителями полетов Украэрорух и Командными пунктами управления полетами минобороны ...

    Прошла информация, что Нидерланды ведут подготовку правовой основы для обращения за дополнительной информацией к Москве. Как заявил прокурор Голландии, их, "в частности, интересуют данные с радаров, при помощи которых Россия намеревалась доказать присутствие военного самолета Украины вблизи MH17".

    Какое участие в расследовании принимает ИКАО?

    Сергей Мельниченко: Пока, к сожалению, незначительное. В предварительном докладе написано: ИКАО консультировало по телефону расследователей в отношении процедурных вопросов. Полный абсурд! Существуют четкие стандарты ИКАО по расследованию авиапроисшествий. Есть Приложение 13 к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации - документ из 4 томов, где детально прописано все. Какие консультации? Давайте вспомним ситуацию, когда в 1983 году Советский Союз сбил корейский Boeing-747.

    Тогда в Москву на аэродром Кубинка прибыл генсек ИКАО, лично провел эксперимент по знанию боевыми летчиками сигналов перехвата гражданских судов на английском языке...

    Сергей Мельниченко: Да. А кто вел расследование? ИКАО, как независимая организация. И расследование было проведено на высочайшем профессиональном уровне. И ни у одной страны не было никакого желания в чем-то не согласиться с результатами.

    Россия настаивала на проведении расследования трагедии рейса МН17 именно ИКАО?

    Сергей Мельниченко: Настаивала. Нидерланды не являются ни государством места события (это Украина), ни государством регистрации воздушного судна, ни государством эксплуатанта (в обоих случаях это Малайзия). Нигде в документах ИКАО не говорится, что расследование может проводить страна, чьих пассажиров на борту было больше всего. Думаю, назначение Нидерландов в качестве государства, ответственного за расследование, - компромисс, заключенный скорее политиками, а не специалистами. Но сейчас самое важное то, как будет вестись расследование и какой окажется в нем роль ИКАО.

    Вы участвовали в различных расследованиях. Расскажите, как работают эксперты?

    Сергей Мельниченко: Это очень тяжелая работа. Приходится исследовать каждую деталь, потому что она может стать потом главной причиной. С предварительным, а затем и окончательным докладом знакомятся полномочные представители государств. По правилам ИКАО государства-участники получают проект окончательного доклада за 60 суток до его опубликования, чтобы, в случае несогласия, высказать свою точку зрения. И эта точка зрения должна быть отражена в окончательном докладе без редакторских правок!

    Сколько может длиться расследование?

    Сергей Мельниченко: По рекомендациям ИКАО, от времени события до окончательного доклада должен пройти год. Но история знает авиакатастрофы, которые произошли много лет тому назад, но их расследования не завершены до сих пор. По разным причинам. Мы помним, как авиакомпания "Эйр Франс" потеряла над Атлантикой самолет А-330. Он лежал на дне. И черные ящики сумели достать только через два года.


    6 ноября. Следователи приступили к сбору обломков на месте крушения. Фото: Михаил Почуев/ТАСС
    Поделиться