31.10.2014 00:36
    Поделиться

    Президент и премьер Украины по-разному видят парламентское большинство

    Победителям внеочередных парламентских выборов на Украине вопреки обещаниям не удалось быстро договориться о формировании правящего большинства и принципах его работы. Опубликованные проекты коалиционных соглашений со стороны президента и премьера содержат взаимоисключающие нормы, которые обещают как длительный процесс "коалициады", так и неустойчивость новой законодательной и исполнительной власти.

    В минувшую среду "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" Арсения Яценюка устроили своего рода соревнование, кто первый огласит условия создания большинства. По всем статьям победа осталась за президентом: его администрация подготовила текст на три часа раньше, а сам документ получился фундаментальным - 48 страниц против всего трех у премьера. Зато Яценюк первым отказался от предложенных президентом условий, заявив, что в соответствии с европейскими традициями право формировать коалицию и предлагать премьера получает победитель, то есть его "Народный фронт", опережающий президентский блок по партийным спискам на 0,4%.

    Конфликт за "первородство" между Порошенко и Яценюком запрограммирован в самой действующей конституции, где говорится о необходимости создания коалиции, но сам процесс никак не формализован, что вынуждает украинских политиков начинать его всякий раз с нуля. Неразрешимой в рамках действующего законодательства представляется и коллизия, когда формально выигравший выборы "Народный фронт" по факту получает в Верховной Раде меньше депутатских кресел, чем "Блок Петра Порошенко". По "черновым" подсчетам, в президентской фракции за счет одномандатников будет минимум 130 депутатов, а в премьерской - максимум 90.

    Исходя из этого факта, Порошенко предлагает создать при большинстве два управляющих органа - Совет коалиции и Собрание коалиции. Причем предложенный принцип формирования Совета - по одному представителю от каждых пятнадцати депутатов большинства, - дает ему возможность контролировать принимаемые там решения. Которые, в свою очередь, считаются одобренными на Собрании, если за них проголосовали две трети депутатов от каждой входящей в большинство фракции.

    В "Народном фронте" эти условия считают неприемлемыми и предлагают не бюрократизировать работу коалиции, а принимать решения простым большинством от числа всех входящих в нее депутатов. Такой принцип, как полагают эксперты, дает преимущество уже Яценюку, который рассчитывает на поддержку как "Батькивщины", так и Радикальной партии Ляшко вместе с "Самопомощью". Впрочем, приглашение на коалиционные консультации эти партии получили от как от президента, так и от премьера.

    Еще одним неприемлемым для Яценюка пунктом соглашения "от Порошенко", является строгая привязка действий правительства - вплоть до отставки отдельных министров и всего кабинета, - к президентской программе реформ "Украина 2020", детализации которой, к слову, посвящена большая часть документа, предложенного Порошенко. Действовать исключительно в русле президентского понимания экономики и реформ премьер явно не собирается. Он и сам уже предложил 36 законов, которые при немедленном одобрении парламента обещают наступление скорого процветания на Украине.

    Ситуация в действительности сложилась точь-в-точь как после "Оранжевой революции", когда спор за власть и полномочия шел между "сильным" по конституции премьером Тимошенко и слабым, согласно тому же документу, президентом Ющенко.

    И хотя позиции сторон разнятся, украинские СМИ уже сообщают со ссылкой на "источники в правительстве и администрации" о достижении кулуарных договоренностей о будущем перераспределении должностей. Так, утверждается, что спикером парламента вместо Александра Турчинова станет вице-премьер Владимир Гройсман, а "Оппозиционному блоку" отойдут не только пост вице-спикера, но и несколько "гуманитарных" парламентских комитетов.

    Поделиться