30.10.2014 00:34
    Поделиться

    В московские парки приходит новый для России вид искусства - ленд-арт

    Кратер вулкана - вот что стало мастерской для американского художника, преобразившего некогда огнедышащее жерло в сказочную обсерваторию, чтобы наблюдать за звездами. А его коллега из камней, земли и соли выложил гигантскую спираль, и ее в голубые и розовые цвета раскрасила сама природа. Которая при легком вмешательстве человека становится объектом искусства - и в этом суть того, что называют ленд-артом.

    Художественный покос

    Идея возникла полвека назад, когда художники увидели, что из природного материала можно, чуть вмешавшись резцом, косой, дрелью, создать свою красоту. Многие художники, устав от реалий рынка, ушли в леса искать новые смыслы в работе и начали, например, рыть причудливым зигзагом траншеи, раскрашивать песок и выкашивать поля.

    Несколько лет назад использовать природные силы и средства для самовыражения начали в России. Именно тогда проезжавшие по Калужскому шоссе вдруг увидели снеговиков в ведрах и шарфах, выстроившихся в зимнем поле, а на входе в московский парк "Отрада" встала огромная арка, сплетенная из стволов орешника. А чуть дальше, в глубине "Отрады" - качели из того же орешника.

    - Для меня главное - органичность, мне надо слиться с природой, - говорит один из создателей и гвардии снеговиковского полка и "лихоборских ворот" художник Николай Полисский. - Перед тем, как ставить в нее объекты, я продумываю, что я в природный ландшафт могу от себя добавить.

    Невод из Отрадного

    Николай Полисский - наш самый известный ленд-арт-мастер (то есть, художник, работающий в природе). Произведения, которые он, некогда участник группы "Митьки", уже много лет придумывает, из подручного материала собирает и ставит у себя в деревне Никола-Ленивец под Калугой, - одно из заметных явлений европейской арт-жизни. Со своим "Маяком на Угре" (на его вершине сияют, как огонь на маяке, железные шипы), "Байконуром" (ивовая инсталляция из ракет и стартовых комплексов, сплетенных из лозы) и другими работами он - частый гость на архитектурных биеннале.

    Мы идем по "Чермянке", некогда одному из самых запущенных парков Отрадного. Здешние овраги всегда были стихийными свалками и жители предпочитали обходить парк стороной. Но вот идея создать тут место отдыха реализовалась, и Чермянка отныне уже не просто "народный парк" с вычищенными дорожками и убранной в каналы речкой. Это парк одной скульптуры, как бы протянутой из одного его конца в другой.

    Она начинается у самого входа: вот сцена, а над ней - вьющиеся вокруг столбов сплетенные из лозы, словно бы органные, трубы. Только забудешь, гуляя по парку, их "звук", как вот он снова, метров через двести, идущий из других завязанных в узлы ивовых "труб". Через бугор - еще фрагмент: та же плетеная ива, но уже похожая на рыбацкие верши - сети, сушащиеся на все тех же столбах. Поднимаешься на мостик - и видишь эту "сеть", отражающуюся в водах Чермянки. Тут же и лавочки в ее тени, по отзывам жителей, - лучшее место в округе для того, чтобы прийти отдохнуть, почитать.

    - Ленд-арт - искусство, которое приспособлено к пейзажу, - говорит Полисский. - Арт-объект не просто вписывается в пейзаж, он рождает другой смысл, чтобы человек задумался над сочетанием природы, которая создала с нашей помощью скульптуру, и технологий, в которых он живет.

    Природа и человек взаимодействуют тут по отработанной схеме. Мастера из Николы-Ленивца, составляющие бригаду Полисского, уточнили и технически проработали идеи художника, придумав легкие конструкции, позволяющие монтировать сплетенные детали на высоте. И "набросили" этот "невод" на целый парк.

    Портал в новый мир

    Сегодня к Полисскому, с идеями которого в Николе-Ленивце работают целые мастерские, едут художники из Перми, Новосибирска, Парижа и даже Сахалина.

    Совсем недавно под Калугу приезжал поучиться московский архитектор Сергей Неботов, а в августе он же, в рамках программы по преобразованию Воробьевых гор (теперь части парка Горького) уже занимался созданием здесь ленд-арт-маршрута. В парке впервые в Москве прошел конкурс ленд-арт- объектов, и лучшие работы украсили дорожки Воробьевых гор.

    В конкурсе в парке Горького победили "Усы Горького" - вот они, у метро: огромные, сивые, горьковские, сплетенные из копны сена пензенской архитектурной мастерской "Глагол". Следующая остановка ленд-арт-маршрута - "Фрагментариум": архбюро из Санкт-Петербурга дополнило парк частичкой Питера, расставив в траве фрагменты статуи Давида, напомнив нам о Зимнем саде. Проходя сквозь отверстия в огромном валуне (работа "Ловец солнца"), лучи солнца из-за Москвы-реки создают в воздухе за камнем эффектные световые тоннели. Студент МАРХИ Илья Терновенко "закрыл" вход в старый фуникулер зеркальной поверхностью, и эта преломляющаяся стена стала символическим порталом в иной мир.

    - Организовав конкурс, руководство парка посмотрело, как эти идеи работают, интересны ли они людям, - говорит Сергей Неботов. - И наши усилия оправдались, авторам удалось удачно дополнить природную среду.

    По ленд-арт-маршруту в прежде не самые популярные уголки парка пошли новые туристы, ленд-арт становится, по мнению Сергея Неботова, ресурсом развития парков, а уровень архитектурных идей, продолжающих поступать в бюро, показал, что молодежь пора подключать к большой работе.

    Московское "искусство в ландшафте" развивается. Николай Полисский сегодня ждет, чем окончится конкурс на оформление парка Митино и примут ли его предложения по Сокольникам, где он хочет разместить объект из дерева и металла, свой авторский взгляд на современную науку.

    Но, возможно, у архитекторов с Воробьевых гор в будущем тут могут возникнуть свои планы.

    Кстати

    Галина Лихтерова, ландшафтный архитектор:

    Идея создать парк на одном из берегов реки Чермянки появилась уже давно. Зеленые крутые берега, интересный ландшафт с перепадами высот на большой территории - место любопытное и было заброшено неоправданно. С Николаем Полисским мы реализовали уже несколько проектов на северо-востоке Москвы. Каждая его работа самобытна, каждая фигура и форма, которую он создает, является неотъемлемой частью его творчества - не важно, находится ли она в поле или в черте города.

    Поделиться