29.10.2014 23:42
    Поделиться

    Валерий Кичин: Российская кинопублика расслоилась на два сословия

    Обозреватель "РГ" о том кино, куда не ступала нога критика
    Идеи о том, что искусство принадлежит народу, а кино - самое массовое из искусств, отлетели вместе с советским прошлым. Россия снимает кино сословное: одно "для пипла, который хавает", другое "для понимающих".

    Конечно, заметны сословные расслоения и в ракурсах авторских взглядов. Высоко ценя таланты создателей "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына", я согласен и с теми, кто заметил в фильме снисходительный взгляд на "простой народ" и даже барское изумление типа "всюду жизнь!". В фильме "12" одна из ключевых фраз героя: "В тюрьме ему будет лучше!" - мол, трудяге-бедолаге лучше жить под добрым присмотром - в тепле и безопасности. Мелодии исполненного поэзии русского поместья и счастливых крепостных то и дело проходят в новорусском кино мечтательным лейтмотивом. Но это другая тема. Куда серьезней сословные границы в публике - они воздвигаются на наших глазах и скоро станут непроницаемы.

    Считалось, что искусство должно идти впереди массы и подтягивать ее до себя - учить. Этот советский предрассудок сменила суровая практика двух искусств: самоокупаемого (т.е. угождающем вкусам) и окунающего публику в ту гущу жизни, которую публика и так хорошо знает, ибо в ней, гуще, обитает. Второй тип кино пользуется спросом у "аристократов духа", любящих без отрыва от "Кофетуна" убедиться в неизлечимости системы и человечества. "Плебс" такое кино игнорирует, и для него делаются фильмы, где авторы пытаются угадать, "что твоей душеньке угодно".

    Угадать получается не всегда. Мы отобрали три недавних фильма, адресованные широкой публике. Посмотрим, как сработали авторские расчеты.

    ВСЕ И СРАЗУ. Сценарист и режиссер - Роман Каримов.

    Криминальное Подмосковье. Квадратные затылки, ухватки питекантропов, язык жлобья, аргумент в спорах - кулак и скотч, предел мечты - большие сиськи. Отец героя - криминальный "авторитет", но "честный", всё завоевал непосильным трудом, и его назначили в Москву, в комиссию по этике. Хотел послать сына учиться в Америку, но тот предпочел армию. Есть еще деваха, она у человека из органов отрезала орган, и ее надо спасать - переправить за кордон. Всё в полном соответствии с правилами бытия, придуманными для телесериалов типа "пусть гнусь - зато наша".  Актеры органичны, сленг для подростковой публики родной и понятный, хохмы ниже пояса, т.е. без затей - легко читаются, во всем разлита популярная ныне милота финки и кастета. Что поделать, коли более телячьих тонкостей публика уже не воспринимает! - примерно так рассуждают отнюдь не бездарные и в чем-то артистичные авторы, даровитые художники, которые неплохо начинали, но ударились в коммерцию: "Я не хочу быть лидером. Я хочу только грабить и убивать!". И деньги - в кассе!

    Успех фильма основан на том, что он - ремейк, перенос на нашу почву сюжета криминальной комедии "Одиннадцать друзей Оушена".  Чувство юмора у авторов хорошо развито и лабильно - легко приспосабливается к дворово-зэковским обстоятельствам сюжета. Троица подельников, непринужденно прикалываясь, проворачивают дельце. Зритель, почуяв родное, радостно дремлет в гипнозе. "Ништяк, через часик очнется!", - убеждены авторы. Но в этом они ошибаются.

    Конечно, нормальному человеку с мороза не понять, зачем герою понадобилось кого-то убрать и в чем загогулины криминального бизнеса: в круг интересов нормального человека это не входит. Но это и только это должно входить в кругозор потребителя сериальных продуктов - здесь база для расцвета такого кино. Оно делается в координатах, где всеобщая коррупция и отсутствие этических понятий - не ЧП, а норма. Оно - тоже не для всех, а только для отличников сериальных школ, последователей "Бешеных псов". В титрах пишут: 12 плюс, а надо бы - 22 минус. Если зритель старше 22-х  - соскучится. Но и подростков для такого кино у нас хватает: фильм собрал, по данным "Кинопоиска", около 560 тысяч зрителей.

    КОРПОРАТИВ. Реж. Олег Асадулин.

    Очередное изделие самой циничной и самой успешной в прокате компании Enjoy Movies, которая сделала стабильным заработком истории типа "Что хотят мужчины". Ближайшая родственница - "народная" комедия "Горько": "Корпоратив" тоже о перепившихся приматах, но уже без того куража. Все начинается в мебельном салоне, отмечающем годовщину, продолжается в столь же невыразительных интерьерах с участием разнородных компаний, доведенных до скотского состояния. Рекламируется под девизом "Бухай, дуй, сношайся!"

    Целевая аудитория: парочки, пришедшие, гогоча, похрустеть попкорном. Диалоги: невнятный говор с неопознанным местным акцентом. Стиль молодежный, музыка попсовая, все приколы ниже пояса. Полное отсутствие на экране людей, имеющих право считаться актерами. Отягчающее обстоятельство: присутствие Максима Виторгана и Ксении Собчак - они прекрасно вписались в ансамбль, исправно демонстрируя профнепригодность. Путеводный маяк для авторов - телешоу уровня "Комеди клаб".

    Сделано по принципу "После нас хоть трава не расти": такое кино вытаптывает интеллект зрителя подчистую, остается невозделанное поле. Изничтожены представления о смешном и несмешном, умном и глупом, о вкусе и безвкусице, о мастерстве и неумелости, таланте и бездарности. Рассчитанный на "балдеж" и "отключку", фильм планомерно снижает планку так, что уже и плинтус покажется горними высями. Судя по всему, авторы отдают себе отчет в качестве своего продукта - но убеждены, что раз продукт хавают и за него платят деньги, - игра стоит свеч. То, что завтра их зритель уже не осилит и "Корпоратив", никого не волнует. Есть для кино два пути: планку поднимать или ее опускать. Горизонтальных дорог тут нет. "Корпоративы" уже свалились в яму и барахтаются в жиже - мутное кино. Вместе с ним барахтались 857 тысяч зрителей.

    "ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА". Режиссер Алексей Бобров.

    Снято под эгидой продюсера Валерия Тодоровского, что само по себе - рекомендация. Фильм следует тренду - заново переснимать популярные киносюжеты. Расчет: любимое название само потянет зрителей в зал, а что потом - неважно. Таким вампирским способом делали сборы вторые, уцененные издания "Иронии судьбы" и "Служебного романа", но провалились попытки срубить кассу на любви к "Римским каникулам" и "Кавказской пленнице". "Веселые ребята" - случай самый занятный. Взята абсурдистская музыкальная комедия Григория Александрова, где таланты авторов и актеров сражают неотразимостью, а сознательная нелепость фабулы оправдывает любую фантазию: там можно все. Теперь новый Костя Потехин рвется в поп-звезды, виллу нувориша рушат не быки и поросята, а разбушевавшаяся детвора, есть даже хрестоматийная "музыкальная драка" - дуэль классических музыкантов, пилящих Грига, и попсовых сабвуферов, способных обрушить все консерватории мира.

    Конечно, крайне не хватает музыки, сколько-нибудь соразмерной классическому оригиналу Дунаевского. Но из всех трех фильмов этот - самый осмысленный и стилистический цельный. Потому и провалился: продюсер переоценил новую публику. Картина носит синефильский характер и интересна своими параллелями - рядом волшебных изменений милого лица, перевоплощениями знакомых образов и коллизий, иногда остроумными, иногда неудачными. Но Александров - не Тарковский, синефилы его не признают, считают "певцом коммунистической химеры". А для попкорновой публики идея не по зубам: слишком интеллигентна. Итог - 30 тысяч зрителей.

    Так и расслоилась наша кинопублика: пока критики обсуждают высокие образцы отечественного артхауса, посетителей коммерческих залов планомерно опускают. Эта война несовместных этик и эстетик - никем пока не зафиксированная гражданская война двух российских зрительских сословий, которым уже не срастись воедино.

    Информация к размышлению:

    "Тени забытых предков" Сергея Параджанова в 1964-м - 8,5 млн зрителей, "Преступление и наказание" Льва Кулиджанова в 1969-м - 13 млн,  "Начало" Глеба Панфилова в 1970-м - 21 млн, "Гусарская баллада" Эльдара Рязанова в 1962-м - 49 млн, "Служебный роман" Эльдара Рязанова в 1977 году - 59 млн.

    Поделиться