Кот ушел, а улыбка осталась. Георгий Данелия. - М.: Эксмо, 2014
Нет русского человека, который не смотрел бы хоть один фильм Георгия Данелия. За кинематографической карьерой режиссера такие картины, как "Я шагаю по Москве", "Мимино", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза!". В общем, работы на любой вкус.
Сегодня Георгий Николаевич уже не снимает кино - годы берут свое (за исключением, конечно, последней работы "Ку! Кин-дза-дза", которую автор считает своей лучшей за последние двадцать пять лет и подробно обещает рассказать о ней уже в следующей книге). Но зато охотно делится воспоминаниями из своей жизни. Историй накопилось столько, что "Кот ушел, а улыбка осталась" - это уже третья книга. Здесь в основном собраны воспоминания, связанные с менее известными фильмами режиссера "Паспорт", "Настя", "Орел и решка", "Фортуна". До этого выходили "Безбилетный пассажир" и "Тостующий пьет до дна".
Этот книга состоит из емких, веселых, грустных и в общем-то настроенческих баек. Вот, например, отрывок о счастливых рабочих днях режиссера и о печали после окончании работы над картиной: "Фильм вчера закончили и отметили это. Сегодня проснулся, голова не болит, не тошнит. Обидно. Когда снимаешь фильм, как будто бежишь стометровку. Не хватает времени, каждая секунда дорога: придумать, решить, сделать. Иногда работа в три смены. Перезапись, озвучивание, монтаж. Когда фильм закончен, просыпаешься - как будто с разбега в стену врезался. Пустота. Не о чем думать".
Почему, кстати, книга называется именно так, наверное, лучше всего скажет фраза самого Данелия: "Хотелось бы, когда я окажусь Там, чтоб кто-нибудь, прочитав эти книги, сказал: "Кот ушел, а улыбка осталась".
Любовь и голуби. Владимир Гуркин. - М.: Время, 2014
Да, у Владимира Гуркина, может, и не так много работ. Но зато одну из них знает каждый - поистине народный фильм "Любовь и голуби" снят по его пьесе. Вот, например, что Владимир Меньшов в этой книге говорит о ней: "Чем больше проходит лет, тем больше понимаешь, что он сделал с этой пьесой, которая казалась абсолютным лубком. Нет, она не лубок. Лубок лишь отчасти. В том-то и секрет ее долголетия поразительного, в классическом смысле этого слова. Понятно, что это еще надолго, надолго этот фильм, эта пьеса поселились в людях. Потому что там архетипы, коллективное бессознательное русского народа, менталитет русского народа там заложен. Если хочешь понять русского человека, почитай "Любовь и голуби".
Помимо Меньшова в книге о Владимире Гуркине вспоминают: Александр Булдаков, Сергей Юрский, Людмила Петрушевская, Ксения Драгунская, Михаил Рощин и многие другие.
Здесь же можно прочитать его пьесы: "Зажигаю днем свечу", "Музыканты, или Легенда о Праведном Перевозчике", "Шел медведь по лесу...", "Золотой человек", "Плачь в пригоршню", "Прибайкальская кадриль" и "Саня, Ваня, с ними Римас".