Авиакомпании начали уменьшать порции обедов во время полетов

В октябре правительство наметило рассмотреть варианты поддержки авиакомпаний, сообщил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович.

Тем временем дела у многих воздушных перевозчиков идут с трудом. Проблемы с турфирмами, увеличение стоимости обслуживания кредитов и лизинга судов из-за роста курса доллара и евро заставили их начать экономить и на еде. Порции завтраков и обедов на коротких рейсах стали меньше. И это уже заметили многие пассажиры.

Не экономят ли и там, где готовят бортовое питание, и повлияли ли на ситуацию санкции? "РГ" решила сама все выяснить. Наш "патруль" допустили в цех бортового питания одного из столичных аэропортов - в кейтеринг-сервис. Оказалось, вкусы и аппетиты у авиакомпаний разные.

Например, практически все арабские перевозчики не скупятся на угощения пассажиров, даже если их стоимость билета такая же, как у европейского перевозчика, но обед будет плотнее. Перевозчики постоянно меняют меню для своих пассажиров. Раз в полгода точно.

Согласование компоновки меню на осенне-зимний период навигации 2014 года запланировано на ближайшее время. А сейчас ведутся переговоры с альтернативными поставщиками в связи с введением санкций на ввоз отдельных продуктов из стран Евросоюза. Но больших перемен в меню из-за санкций не будет. Они могут коснуться лишь выбора сыров с плесенью. По мясным изделиям ситуация не меняется.

Оценивать новые блюда всегда приглашают и экспертов, и обычных едоков. Они входят в дегустационный совет. При необходимости рецептура дорабатывается. Наряду с привычными для всех блюдами практически в любой авиакомпании, покупая билет, можно заказать специальное меню. Например, для халяль есть не только специальные рецепты, но и даже специальная посуда, духовки и холодильники. В спецпитание входит еще индийское, обезжиренное, низкокалорийное, вегетарианское, диабетическое, без лактозы, из сырых овощей, морепродуктов, бессолевое, безореховое. Одну партию авиаеды готовят от 12 до 18 часов.

Контроль качества любой пищи, которая попадает в виде сырья, а потом доставляется готовой на борт самолета специальными машинами-лифтами, очень жесткий. Это мы проверили! Служба безопасности аэропорта проверяет каждый автомобиль, доставляющий продукцию на борт, хотя машина не выезжает в город с фабрики, чтобы доставить еду, а едет по закрытой территории аэропорта. А чтобы попасть внутрь комбината, надо пройти проверку, как на входе в аэропорт.

Когда идет упаковка каждой порции, и в цеху горячего питания, и в холодных закусках, и в кондитерском, все маркируют цветными наклеечками. Каждая из них означает день недели, например, среда - зеленого цвета. И такая маркировка утверждена специальными международными стандартами. То есть авиакомпания не сможет в четверг подать завтрак прошедшего дня.

Срок хранения продукции варьируется от 8 часов до 5 суток в зависимости от состава рациона. Есть еще соки, кисели и компоты, которые делают буквально по бабушкиным рецептам, и перевозчик может взять их на борт. Они упакованы в небольшие стаканчики. Обычно авиакомпании сами поставляют на фабрику упаковку и посуду для своих наборов питания. И везут с рейса грязную посуду. Ее моют в специальных машинах. Протяженность самого большого моечного конвейера 9 метров. Но внутрь его нас не пустили.

На заметку

В среднем в бизнесс-классе еда может составлять 5 процентов от стоимости билета, а в эконом - процента три.

На горячее можно рассчитывать, если продолжительность полета более 2 часов.

Заказать себе спецпитание можно не менее чем за сутки до вылета рейса.

Подробности стоит уточнить на "горячей линии" конкретной авиакомпании.