О том, что совокупный объем семи развивающихся экономик, который исчисляется по паритету покупательной способности, составил 37,8 триллиона долларов, а такой же, но только у развитых - 34,5 триллиона, говорится в докладе Международного валютного фонда (МВФ). В списке "обгоняющих" - Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция. Роли "догоняющих" исполняют США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада. Журналисты газеты Financial Times уже окрестили первых "новой Большой семеркой".
Но с чем мы имеем дело в реальности? Надо понимать, что экономики рассчитывались по паритету покупательной способности. То есть по показателю того, сколько товаров можно купить в разных странах на одни деньги. Паритет покупательной способности доллара в 2013 году составлял, по данным Росстата, чуть больше 19 рублей. Это означает, что потребители, скажем, в Чикаго и в Туле, отправляясь в супермаркет с 19 рублями и одним долларом соответственно, могут купить на эти деньги одинаковый набор товаров.
Но делать выводы об экономическом благополучии стран только по этому показателю было бы несколько самонадеянно. Традиционный измеритель богатства - это все-таки среднедушевой уровень ВВП. "Надо учитывать, что население альтернативной семерки больше в любом случае, чем в традиционной. Поэтому автоматически душевой ВВП становится там в разы ниже, чем в развитых странах", - отмечает замдиректора "Центра развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.
Да и один только размер экономики сам по себе еще ни о чем не говорит. Один и тот же объем ВВП может произвести один человек, а могут и десять, приводит пример эксперт "РГ". Только те десять получат более низкую зарплату и испортят показатель производительности труда. "И поэтому главное - это качество экономики, а не только количество", - говорит Миронов.
С ним соглашается и руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. По его словам, Китай по итогам 2014 года уже обгоняет американскую экономику по размеру: 17,6 триллиона долларов против 17,4 триллиона. "Но ведь ВВП на душу населения у китайцев - это только четверть от США", - напоминает Масленников. Российская экономика тоже по этому показателю опережает китайскую - в полтора раза.
С другой стороны, нельзя просто взять и отмахнуться от выводов МВФ. Они выявляют общемировую тенденцию в экономике. По ней доля развивающихся стран в мировом хозяйстве будет неуклонно расти, говорит Миронов. А дальше можно будет уже и качество экономики подтянуть. Шанс увидеть совершенно иную расстановку экономических сил на планете не так уж и далек от нас. По прогнозам Миронова, это лет пятнадцать.
Поэтому развитым странам стоит поднапрячься, считают собеседники "РГ". Ведь, например, Евросоюз, согласно все тому же докладу МВФ, продолжает испытывать проблемы с долговой нагрузкой. "Наблюдается и перегрев рынка: мировая экономика растет медленно, а рынки акций - нет", - приводит пример Миронов. Чем не условие для создания очередных мыльных пузырей, которые привели к экономическому кризису 6 лет назад?
России в такой ситуации нельзя стоять на месте. Надо подтягивать то самое качество экономики. "У нас есть природные ресурсы, промышленность, энергетика, космос", - перечисляет Миронов. Все это, по его словам, нужно развивать и дальше, правильно распоряжаясь тем, что мы уже имеем. И начинать усиленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью. "Для этого нужна программа по поддержке обрабатывающей промышленности", - предлагает Миронов. По мнению же Масленникова, надо продолжать прорыв на азиатские рынки и повышать определенность экономической политики.
Если начинать эти действия сейчас, то их плоды созреют очень скоро. И они будут выражены в реальных цифрах повышения ВВП. В Международном валютном фонде по итогам этого года России предрекают нулевые темпы роста экономики. По мнению Масленникова, на такую оценку повлияла больше конъюнктура. В частности, последнее снижение цен на нефть. Но если будут улажены геополитические проблемы, то, по словам Валерия Миронова, в следующем году наша экономика может прибавить уже и один процент.