Виктор Чирков: До 2020 года Черноморский флот получит 30 боевых кораблей

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации Черноморский флот обретает вторую жизнь. В минобороны уже сверстан подробный план, по которому в ближайшие годы пойдет обновление его морской, наземной и авиационной группировок и береговой инфраструктуры. Какие современные корабли и подводные лодки получат черноморцы, как расширится круг решаемых ими задач, что станет приоритетом в развитии флота? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "Российской газете" ответил главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков.

Виктор Викторович, бытует мнение, что базирующийся во "внутренних" водах Черноморский флот не имеет такого стратегического значения, как Северный, Тихоокеанский и Балтийский флоты. Вы согласны с этой точкой зрения?

Виктор Чирков: Категорически не согласен. Так утверждать нельзя. В структуре ВМФ у каждого из флотов есть свое предназначение и конкретные функции, которые они выполняют в своих операционных зонах ответственности. Сегодня Черноморский флот России является важным фактором, гарантирующим стабильность и безопасность на южных морских направлениях. Его боевые корабли и суда обеспечения выполняют задачи в пределах своей операционной зоны ответственности, т.е. в акваториях Черного и Средиземного морей. Но при получении соответствующих задач, Черноморский флот может действовать в различных районах Мирового океана, что он уже неоднократно делал.

Речь нужно вести и о взаимодействии на межфлотском уровне. Корабли Черноморского флота успешно выполняли задачи совместно с кораблями Тихоокеанского флота в Японском море, взаимодействовали с Балтийским флотом. Сейчас черноморцы работают в тесном контакте с экипажами других военных флотов России в составе нашего постоянного оперативного соединения на Средиземном море.

Главное, что Черноморский флот сохранил школу высокого профессионализма и выучки. Вспомним, например, что совсем недавно его корабли участвовали в операции по сопровождению транспортов, задействованных в перевозке сирийского химического оружия по восточной части Средиземного моря. А суда обеспечения Черноморского флота всегда успешно выполняли задачи по борьбе с пиратством в районе Аденского залива и Африканского Рога.

Возвращение Крыма в состав России как-то скажется на боевой эффективности Черноморского флота?

Виктор Чирков: Уже сказалось. Мы наконец-то можем придать плановость процессу развития этого флота. Речь идет о размещении на Крымском полуострове сбалансированных по составу и вооружениям сил ВМФ, которые полностью исключат любые угрозы безопасности нашей территории.

Для гарантированного решения этой задачи в ближайшие годы Черноморский флот оснастят современными надводными кораблями и подводными лодками. Уже сейчас мы останавливаем разрушительный процесс старения потенциала флота в Крыму, обновляем подводные и надводные силы, приводим в порядок имеющуюся на полуострове инфраструктуру базирования кораблей, реанимируем систему судоремонта.

У нас есть руководство к действию. Это четкие указания Верховного Главнокомандующего и министра обороны о реализации кораблестроительной программы по Черноморскому флоту в приоритетном порядке. Мы их обязательно выполним.

Тем более что этому процессу теперь никто не мешает.

Виктор Чирков: Действительно, с начала 1990-х годов обновление Черноморского флота сопровождалось массой проблем. Тем не менее, по тем направлениям, где можно было решать вопросы, работа постоянно велась. Например, в 2013 году отдельную ракетно-артиллерийскую бригаду Черноморского флота оснастили новейшими противокорабельными береговыми ракетными комплексами "Бастион". На стратегическом учении "Запад-2013" один из дивизионов бригады успешно выполнил ракетную стрельбу по наземной цели на максимальную дальность. Был наглядно продемонстрирован не только высокий потенциал нового вооружения, но и готовность личного состава к его грамотному применению.

Вот другой пример. Недавно Новороссийская военно-морская база получила третий по счету противодиверсионный катер типа "Грачонок". Он обладает высокими тактико-техническими характеристиками и мореходными качествами. На катере установлено современное радиоэлектронное вооружение, он оснащен специальными средствами. Это позволяет использовать "Грачонка" в составе тактической группы и расширяет спектр решаемых ею задач.

И тем не менее полноценно обновлять Черноморский флот в Киеве нам не давали. Как теперь пойдет этот процесс?

Виктор Чирков: В соответствии с программой военного кораблестроения в ближайшие шесть лет мы планируем поставить туда порядка 30 боевых кораблей различных классов, в том числе первого, второго, третьего и четвертого рангов, а также суда обеспечения. Что касается ближайших перспектив, то в первую очередь они связаны с воссозданием подводных сил Черноморского флота. До конца нынешнего года в его состав войдут две из шести предназначенных Черноморскому флоту подводных лодок проекта 636 - "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону".

До конца этого года будет поднят флаг и на первом из шести строящихся для Черноморского флота сторожевых кораблей проекта 1135.6. Получив их, черноморцы смогут полноценно выполнять задачи в составе группировок. Надо сказать, что корабли этого проекта идеально подходят как для выполнения задач в акватории Черного моря, так и для действий за его пределами, в частности, в Атлантике. Ну, и конечно, свои функции они будут выполнять в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море.

Также мы планируем пополнить Черноморский флот шестью патрульными кораблями открытого моря проекта 22160. Их уже собирают на Зеленодольском судостроительном заводе. Экипажи кораблей в том числе займутся патрулированием территориальных вод в 200-мильной исключительной экономической зоне России, возьмут на себя охрану наших кораблей и судов на переходе морем и будут выполнять задачи, связанные с обороной военно-морских баз и водных районов.

Если говорить в целом, то корабли проекта 22160 можно рассматривать как современное средство реагирования на новые угрозы в море. Имею в виду пресечение контрабандной и пиратской деятельности, поиск и оказание помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологический мониторинг окружающей среды и т.д.

Поисково-спасательные силы Черноморского флота в этом году получили новый уникальный спасательный катер. Его закрепили за расположенной в Севастополе водолазной школой Черноморского флота, входящей в состав Объединенного учебного центра ВМФ.

Между прочим, катер проекта 23370 - наше первое военное судно, созданное по модульному принципу. Такая техника открывает новые возможности перед поисково-спасательными силами Военно-морского флота в целом и перед черноморцами, в частности. Мы планируем, что до конца 2014 года Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ пополнится семью модульными катерами данного проекта. А в ближнесрочной перспективе на вооружение наших спасателей поступят 12 таких катеров.

Сейчас на вооружении у черноморцев имеется единственная дизельная подлодка - "Алроса". Вы упомянули о шести новых субмаринах для ЧФ. Когда моряки их увидят?

Виктор Чирков: Результат выполнения программы подводного кораблестроения для Черноморского флота мы в полной мере увидим в 2016 году. Как я уже сказал, к этому времени в состав Черноморского флота войдут 6 новых дизель-электрических подводных лодок, что в корне изменит ситуацию на Черном море. Черноморский флот сможет полноценно решать задачи в подводной среде и создавать самодостаточные морские группировки для выполнения задач в своей операционной зоне.

Теперь о сроках ввода этих кораблей. 22 августа на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге состоялся подъем Военно-морского Андреевского флага на дизель-электрической подводной лодке "Новороссийск". Но, прежде чем она отправится к месту постоянного базирования - в Новороссийск, на одном из морских полигонов Северного флота пройдут испытания всего комплекса ее вооружения.

28 августа спустили на воду третью в серии строящихся для Черноморского флота подводных лодок проекта 636 - "Старый Оскол". Сейчас она на достроечных работах, затем ее ждет полный комплекс заводских швартовых, ходовых и государственных испытаний.

На "Адмиралтейских верфях" продолжается формирование корпуса подлодки "Краснодар" и достройка спущенного ранее на воду "Ростова-на-Дону". Все работы идут под контролем военной приемки и Главного командования ВМФ.

Наконец, планируется, что в этом месяце на предприятии заложат пятую и шестую лодки - "Колпино" и "Великий Новгород".

Повторюсь: вся серия из шести дизель-электрических подлодок проекта 636 будет передана Черноморскому флоту до 2016 года. Их экипажи сейчас проходят подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ.

Построить новые корабли и лодки - полдела. Надо еще иметь на берегу всё необходимое для их базирования и обслуживания. Военные причалы в Новороссийске недавно смотрел президент Владимир Путин. Там работы идут по графику. Можно то же сказать о подготовке флотской инфраструктуры в Крыму?

Виктор Чирков: Без четкого понимания направлений развития береговой инфраструктуры строить современный флот действительно невозможно. Морские границы и акватории вдоль побережья Крыма, где необходимо присутствие наших кораблей, серьезно увеличились. И мы принимаем это в расчет.

Черноморский флот будет иметь на Крымском полуострове комплексную систему базирования. Туда войдут главная база - Севастополь и другие пункты дислокации сил Черноморского флота. Основные требования к системе базирования и инфраструктуре флота - их полноценная функциональность и самодостаточность. Поэтому места постоянной дислокации подводных сил, надводных кораблей и береговых войск оснастим всем необходимым для нормальной службы и жизнедеятельности. С точки зрения инфраструктуры это - задача номер один.

Что касается Новороссийска, то там работы ведутся в рамках Федеральной целевой программы, рассчитанной до 2020 года. Она предусматривает строительство в Новороссийске пункта базирования Черноморского флота. Наряду с Севастополем, этот город, точнее - его геопорт с уникальным оградительным молом, станут еще одним местом дислокации наших кораблей и подводных лодок.

Что с новыми судами обеспечения для черноморцев?

Виктор Чирков: Эту проблему тоже решаем. Для комплексного обеспечения подводных лодок и надводных кораблей до конца года Черноморский флот получит шесть судов, что позволит более эффективно выполнять задачи по ресурсному обеспечению флота в зоне его ответственности и за ее пределами.


Скоро в бухтах Севастополя появятся новые патрульные корабли открытого моря проекта 22160. Фото: РИА Новости www.ria.ru.

Когда Крым только вернулся в состав России, шли разговоры, что для воздушного прикрытия полуострова могут использовать бомбардировщики Ту-22М3. Черноморскому флоту нужны такие самолеты?

Виктор Чирков: При необходимости мы, конечно, будем взаимодействовать с дальней авиацией. Но сейчас речь идет о другом: Черноморский флот должен иметь полноценную авиационную составляющую. Темпы обновления самолетного парка морской авиации Черноморского флота нарастают. К примеру, на смену самолетам Су-24 поступают новые - Су-30МС.

Параллельно занимаемся ремонтом имеющегося у черноморцев авиапарка. Это позволит к концу года достичь заданной планки - иметь там 80 процентов от потребного количества боеготовой авиационной техники.

Многие годы экипажи палубной авиации Северного флота летали в Крым, чтобы потренироваться на уникальном комплексе НИТКА. Затем аналогичный объект построили в Ейске. Наземная взлетно-посадочная палуба в Саках по-прежнему востребована?

Виктор Чирков: Разумеется. Летчики палубной авиации продолжат регулярно отрабатывать на этом комплексе свои упражнения. А новый полигон в Ейске будем использовать в научно-исследовательских целях. Например, для освоения перспективных летательных аппаратов. Это обеспечит непрерывность в обучении пилотов, и создаст задел на будущее.

До недавнего времени постоянным предметом споров наших и украинских военных были гидрографические объекты в Крыму. На первый взгляд какая разница, кому принадлежат маяки. Но, по сути, речь шла о безопасности судоходства и мореплавания на Черном море. Я не прав?

Виктор Чирков: Правы. Вот почему мы сейчас возобновляем гидрографические исследования в операционной зоне Черноморского флота. От этого на самом деле зависит безопасность судоходства и мореплавания в регионе. Гидрографам Черноморского флота предстоит много работы. Необходимо провести ряд исследований прибрежных акваторий для корректировки навигационных карт, проверить работу радионавигационных систем, а там, где требуется, провести их модернизацию и ремонт. Этот процесс, я имею в виду гидрографические исследования, будет выведен на постоянную основу.

Для обеспечения навигационной безопасности в районах Черного моря у Крымского побережья необходимо регулярно учитывать те природные изменения, которые происходят с береговой чертой, морским дном. Совсем недавно мы создали 10-ю Океанографическую экспедицию гидрографической службы Черноморского флота, куда уже вошли три оборудованных соответствующим образом судна. Планируем до 2016 года обновить на Черном море состав своих гидрографических судов. На смену устаревшей технике должна прийти не просто новая, а современная. В частности, большие гидрографические катера.

Что они собой представляют?

Виктор Чирков: Если интересно, расскажу. Большой гидрографический катер проекта 19920 спроектировали специально для Гидрографической службы ВМФ. Он имеет водоизмещение в 320 тонн, оснащен краном грузоподъемностью 3,5 тонны, оборудован самоходным плашкоутом грузоподъемностью 2 тонны и многолучевым эхолотом с предельно измеряемыми глубинами до 300 метров. Одним словом, универсальное исследовательское судно. Будем использовать эти катера с полной нагрузкой их возможностей.

Четыре катера уже построили и передали нашей Гидрографической службе. Один из них предназначен Черноморскому флоту.

Очень болезненная тема - судоремонт в Крыму. Ведь по сути вы его восстанавливаете чуть ли не с нуля.

Виктор Чирков: Это действительно так. Систему военного судоремонта на полуострове приходится восстанавливать после длительного кризиса. Сейчас идет работа по заключению контрактов. У нас появилась возможность в полной мере использовать потенциал расположенного в Севастополе федерального государственного унитарного предприятия "13-й судоремонтный завод Черноморского флота". После известных событий 1991 года существовали серьезные препятствия для ремонта там наших боевых кораблей. Это существенно осложняло поддержание и восстановление их технической готовности.

Теперь хотим в кратчайшие сроки создать на заводе участки производства, соответствующие современным требованиям и технологиям. Для этого закупаем новое оборудование, начинаем поэтапную замену станочного парка. Без технического перевооружения судоремонтники не смогут обслуживать в Крыму новейшие корабли, которые с нынешнего года будут поступать на Черноморский флот.

Работа идет, завод, что называется, ожил. В Севастополе уже отремонтировали два больших противолодочных корабля Северного флота - "Адмирал Левченко" и "Вице-адмирал Кулаков", которые входили в постоянное оперативное соединение ВМФ в Средиземном море.

Кроме того, сейчас на заводе проходит ремонт упомянутая вами дизельная подводная лодка Черноморского флота "Алроса". Резюмирую: зарплату рабочих на этом предприятии довели до общероссийского уровня. Социальную напряженность там сняли.

Высокая зарплата - это хорошо. Но в чем, на ваш взгляд, сегодня больше всего нуждается Черноморский флот?

Виктор Чирков: В первую очередь - в обновлении и пополнении корабельного состава. Черноморцы знают, что корабли по-настоящему живут в море. Сегодня гвардейский ракетный крейсер "Москва" и ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" выполняют задачи в Средиземном море. Вот почему мы говорим: "Черноморский флот дышит полной грудью".

Визитная карточка

Виктор Чирков родился 8 сентября 1959 года в Алма-Ате. В 1982 году окончил во Владивостоке Высшее военно-морское училище. Пятью годами позже - Высшие специальные офицерские классы ВМФ в Ленинграде. Выпускник Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова (1997 год) и Военной академии Генштаба (2000 год).

Офицерскую службу начал в должности командира минно-торпедной боевой части сторожевого корабля на Тихоокеанском флоте. Затем был помощником командира сторожевика и старшим помощником командира эскадренного миноносца.

В 1987 году назначен командиром сторожевого корабля Тихоокеанского флота. С 1990 по 1993 год - командир большого противолодочного корабля. Затем стал заместителем начальника штаба соединения противолодочных кораблей, замкомандира и командиром соединения противолодочных кораблей.

Пять лет возглавлял штаб войск и сил на северо-востоке России. Два года командовал Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота. Осенью 2007-го получил назначение на Балтийский флот - сначала был начштаба, потом командующим.

6 мая 2012 года Указом президента РФ назначен главнокомандующим Военно-морским флотом.

Адмирал. Награжден орденами "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени, "За военные заслуги" и "За морские заслуги".

Женат, имеет двух сыновей.