Фестиваль "Барокко. Путешествие". Программа "Италия" с участием солистов Молодежной оперной программы Большого театра и ансамбля "Questa Musica" - Большой театр, Бетховенский зал, 26 и 30 октября
Большой театр презентовал свой новый проект - фестиваль "Барокко. Путешествие". Теперь в Бетховенском зале и на Новой сцене театра будет регулярно звучать раритетный репертуар музыки барокко. А это музыка, которая несет в себе образ утраченной гармонии, образ некоего идеального мира, где понятия красоты, милосердия, утешения, веры, любви являются не просто абстрактной риторикой, а животворящей тканью искусства. Герои барочных опер-seria - Флоринды, Роксаны, Реджины, Тамерланы, гипотетические участники тончайших "разговоров" в инструментальных жанрах - виолы, флейты, лютни, скрипки - в полузабытых творениях Телемана и Корелли, Генделя и Вивальди, Перселла, Скарлатти именно сегодня актуальны своей чистой интонацией красоты. И именно такое впечатление оставил первый концерт из цикла "Барокко", в программе которого прозвучали арии из опер-seria и инструментальные концерты в исполнении Юлии Лежневой и ансамбля барочной музыки La voce strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.
Феномен Лежневой заключается не просто в ее вокальной искусности, легко преодолевающей каскады сложнейших фиоритур, глиссандо, голосовые скачки, но в самой харизме певицы, кроткой и несколько отстраненной прекрасной Дамы, напоминающей тускловатые старинные образы гобеленного полотна. И этот образ ее идеально вписался в стильное музыкальное действо, которое развернулось на Новой сцене Большого театра. В полумраке сцены, освещенной будто старинными канделябрами, музыканты ансамбля La voce strumentale исполняли виртуозные концерты Телемана и Вивальди. Часть этих сочинений была написана для "паганини" эпохи барокко - выдающегося скрипача Иоганна Георга Пизенделя.
Певица выходила в круг музыкантов и вступала в утонченный музыкальный агон. И если Дмитрий Синьковский демонстрировал трюкаческое мастерство игры на скрипке, эффектно пританцовывая на головокружительных по сложности каденциях, то Лежнева, наоборот, околдовывала зал сдержанной и трогательной в своей искренности душевной интонацией. Она вела тонкий диалог со скрипкой в арии Эсилены в опере Генделя "Родриго", переплетала голос с инструментальными соло, сливающимися в трепещущую музыкальную ткань, а в генделевской "Salve Regina" поражала невесомой красотой звука и одухотворенной виртуозностью колоратур. Во втором отделении в ариях Красоты (оратория Генделя "Триумф Времени и Разочарования) и Дафны (Кантата "Аполлон и Дафна") тонко рисовала голосом кружевной узор барочных трелей, мордентов, в арии Агриппины из оперы "Британик" сразила зал феноменальной виртуозностью каскадов пассажей, скачков, колоратур. Увенчался концерт чарующей генделевской арией "Lashia la spina", которая произвела впечатление, говоря барочным языком, "триумфа красоты и удовольствия". А это то, что всегда востребовано публикой.