Роль операторов связи на платежном рынке продолжает расти

В ближайшие годы на платежном рынке будут бурно развиваться сервисы, использующие удаленное взаимодействие с клиентом. К такому выводу пришли участники III Всероссийской конференции Digital Finance&E-services Russia. Причем развитие это будет проходить сразу по нескольким направлениям, а его "бурность" будет обеспечена в том числе все возрастающей ролью операторов связи в системе платежей. По словам замдиректора департамента регулирования радиочастот и сетей связи минкомсвязи Михаила Быковского, сотовый телефон теперь - не просто средство связи, но и платежное средство, и это стало возможным благодаря законодательному закреплению удаленной идентификации клиентов.

Еще недавно операторы обязаны были собирать полные данные абонентов. Теперь достаточно идентификационного абонентского номера, на который можно получить код и подтвердить свою личность. Пока, по словам Быковского, упрощенная идентификация реализована достаточно консервативно, и это можно понять, потому что финансы - очень чувствительная сфера. Однако в целом она может дать серьезный толчок развитию удаленных платежных сервисов.

Цифры подтверждают, что оборот рынка электронных платежных средств России постоянно растет. Так, по данным J son & Partners Consulting, в 2013 году он составил 2,4 трлн рублей, показав рост на 27% по сравнению 2012 годом. Оборот платежей через сервисы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в 2013 году достиг 0,8 трлн рублей, или 35% от оборота рынка ЭПС. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 5 лет доля платежей через ДБО будет ежегодно увеличиваться и к 2018 году составит 50%.

Уход платежей в онлайн открывает больше возможностей для эффективного управления своими деньгами, считает директор департамента интернет-банкинга Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. По его словам, уже сегодня сервис "умные деньги", интегрированный в интернет-банкинг, позволяет не только работать с транзакциями, но и формировать бюджет, проводя анализ трат и строя отчеты. Кроме того, такие системы позволяют даже сравнивать свои траты с построением бюджета другим человеком. "Умная" система может уберечь и от неразумных трат - "увидев", что в каком-то из пунктов (например, развлечения) клиент превысил свой бюджет, она сама пошлет ему напоминание. Большинство пользователей таких систем сегодня - это мужчины со средним доходом больше 100 тысяч рублей. "Экономят не те, у кого мало денег, а те, у кого они есть, таких людей отличает более рациональное поведение", - отметил Шакманас. При этом среди тех, кто не считает подобные системы полезными для себя, 16% называют их слишком сложными, а 32% говорят, что в их финансах все просто, и гаджеты для управления ими не нужны.

Впрочем, и тем, кто к продвинутому управлению бюджетом не готов, технологии могут пригодиться - ведь телефон с собой носит сегодня практически каждый. Развитие технологий NFC в смартфонах уже сейчас позволяет загрузить в телефон не только банковскую карту, но и проездной на транспорт и другие сервисы, не заполняя при этом никаких бумажек и ничего не подписывая. По словам менеджера проектов группы развития бесконтактных платежей МТС Яны Косенковой, с банковской картой на симке можно бесконтактно платить там, где подобные технологии принимают. Сегодня POS-терминалов с поддержкой NFC в России около 15 тысяч, а уже к 2016 году они будут составлять четверть от всех, прогнозируют эксперты. При этом за безопасность таких платежей можно не волноваться, уверена Косенкова - защитный элемент находится в самом телефоне и в облаке.