Цифровой контент - это множество информационно-развлекательных материалов, распространяемых в цифровом виде по каналам связи, предназначенных для использования на цифровых устройствах: игры, видео, аудио или текст. По оценкам аналитиков компании J son & Partners Consulting, к 2016 году рынок цифровой информации вырастет до 109 миллиардов долларов. Пока крупнейший сегмент на мировой арене занимает США.
Рынок цифрового контента в России кардинально отличается от рынков США, Великобритании, Японии, Южной Кореи по своей структуре. Общей чертой большинства этих рынков можно назвать повсеместное преобладание игрового контента над другими сегментами рынка: от 53% доходов рынка в США до 97 процентов в России. Исключением является Япония, где абсолютный лидер рынка в разбивке по сегментам отсутствует, однако наибольшую долю занимает онлайн-видео. Практически весь российский рынок цифрового контента составляет сегмент онлайн-игр. Эксперты объясняют это тем, что наш рынок пока находится на начальном этапе развития.
Основными драйверами роста рынка цифрового контента во всем мире являются видео и мобильный контент. А главный канал доставки цифрового контента до потребителя сегодня - контентные площадки в сети. Они представляют собой магазины музыки, сайты доступа к платному видео, игровые контентные площадки и др. Существуют также смешанные площадки, которые предлагают как музыку, так и электронные книги и иные виды контента.
"Сейчас на российском рынке преобладает несколько моделей потребления контента: рекламная, когда покупатель получает бесплатный доступ к библиотеке ресурса за просмотр рекламы; подписка - оплата за неограниченный доступ к каталогу ресурса. Обычно это фиксированная сумма, которую пользователь платит ресурсу; покупка - оплата единицы контента (музыкальный альбом, фильм, песня, игра и т.д.). Причем покупка в ряде случаев дает возможность скачивания песни, игры и других типов контента, - рассказала "РГ" генеральный директор развлекательного сервиса SVOY.ru. Дарья Лялина. - Также можно выделить такой тип, как freemium, когда пользователь получает базовый функционал игры/программы бесплатно, а дополнительный - за деньги".
По мнению управляющего партнера Kokoc Group Александра Шокурова, за последние десять лет российский рынок цифрового контента претерпел значительные изменения: "Он стал более цивилизованным, теперь даже государство старается его регулировать. А стартапы на этом рынке считаются одними из самых перспективных. Во всех странах рынок цифрового контента растет примерно по одним и тем же сегментам. В первую очередь это книги, мобильный контент, видео и музыка. К сожалению, доля легального контента по основным сегментам сейчас составляет не больше 3-5 процентов, но сам потенциал здесь огромен".
Как отметил основатель и генеральный директор Tvigle Media Егор Яковлев, наиболее многообещающим сегментом рынка цифрового контента в России является онлайн-видео: "Потребление видео в Интернете растет быстрее всего остального. И рост происходит в основном за счет рекламной модели, а платная модель и подписка - менее популярны". Как отметил эксперт, в сегменте онлайн-видео доля лицензионного контента не превышает пока 10-12 процентов и увеличивается относительно медленно, то есть не опережая рост рынка потребления. "Законодательным инициативам пока так и не удалось существенно уменьшить пиратскую составляющую", - добавил Егор Яковлев.
Сейчас, несмотря на бурное развитие сервисов, пиратский контент по-прежнему занимает преобладающую долю на российском рынке. Но, по мнению экспертов, его доля с каждым годом снижается, в том числе благодаря росту популярности порталов, которые целенаправленно вкладываются в легальный контент.
Эксперты убеждены, что рынок цифрового контента в России продолжит развиваться, и есть несколько ключевых причин такого роста. "Во-первых, увеличивается количество пользователя Интернета. Например, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за прошлый год количество интернет-пользователей в России увеличилось до 66,3 млн пользователей. То есть почти половина населения нашей страны имеют возможность выйти в Сеть. И здесь же кроется один из драйверов всего рынка контента. Будет расти количество интернет-пользователей - продолжит развиваться и сегмент развлекательных онлайн-сервисов, - объяснила Дарья Лялина. - Важно также отметить и такой фактор, как развитие площадок, предлагающих пользователю легальный контент. Все больше компаний понимают перспективность такого направления бизнеса. Пользователю уже недостаточно просто зайти на сайт и скачать фильм или песню. Современный посетитель легальных сервисов - это, прежде всего, человек, для которого удобство просмотра, прослушивания или чтения - один из ключевых факторов при пользовании услугами развлекательных порталов. Еще одним фактором являются и последние законодательные инициативы по борьбе с пиратством, однако важно понимать, что для повышения востребованности легальных сервисов нужно в первую очередь строить удобный контентный ресурс с максимально полной библиотекой. Законодательство в этом случае является, скорее, базой для развития рынка, а не ключевым фактором его роста или увеличения популярности легального контента".