В этом году в России будет продано свыше 220 тысяч умных носимых устройств. Для сравнения - в 2013 году, по данным аналитических компаний GFK и IDC, в России было продано примерно 60 тысяч подобных гаджетов на сумму около 400 миллионов рублей. Интерес к носимой электронике у россиян даже выше, чем среднемировой. Так, в 2013 году в мире было продано около 54 млн таких устройств, а в 2014 году прогнозируется рост в 1,6 раза - до 90-100 млн штук. Наибольшей популярностью среди носимых устройств как в мире, так и в России пользуются спортивные трекеры. На их долю по итогам 2013 года пришлось 60% мировых продаж умных электронных аксессуаров. На втором месте - носимые камеры, например, GoPro - 12%.
"К умным гаджетам относятся очки, часы, браслеты, камеры. Сегодня они решают исключительно развлекательные задачи, но скоро ситуация изменится. Уже в ближайшем будущем люди перестанут держать в руках телефоны, так как эти устройства заменят носимые гаджеты. Своеобразную черту подвело выступление президента Сбербанка Германа Грефа на ежегодном собрании акционеров. Он вышел на трибуну в очках Google.Glass и использовал гаджет как шпаргалку, где были записаны ключевые тезисы доклада. Это выступление показало широкой общественности, что носимым гаджетам в нашей жизни быть", - рассказал управляющий партнер Kokoc Group Александр Шокуров.
Сейчас наиболее востребованы различные браслеты, измеряющие пульс, физическую активность, время сна, рассчитывающие калории. Они помогают жителям мегаполисов и крупных городов контролировать свою физическую активность. "Умные" гаджеты помогают человеку в автоматическом режиме контролировать ту или иную сферу жизни. "К примеру, это может быть фитнес-браслет, который отслеживает, сколько человек прошел за день, специальное устройство, которое "выдает" определенную долю никотина в те моменты, когда человек больше всего хочет курить, и, таким образом, помогает ему отказаться от табака, или бюстгальтер, который контролирует, чтобы женщина не переедала, а также носок для грудного ребенка, регулярно передающий информацию о его физическом состоянии на мобильные телефоны родителей, и многое другое, - объяснил начальник отдела государственного заказа, финансового планирования и отчетности Федерального агентства по делам молодежи Евгений Шулятьев. - Сегодня многие приспособления доступны широкой аудитории, однако наиболее популярными "умными" устройствами как в мире, так и в России, являются спортивные трекеры. Думаю, что это связано с устанавливающейся модой на здоровый образ жизни, а также их функциональностью при относительно невысокой цене. Если говорить о госзаказе на "умные" устройства, то в нашей стране подобные гаджеты воспринимаются как излишества, и спроса на них со стороны государства фактически нет. Исключение составляет только сфера медицины. Если речь идет о человеческой жизни и здоровье, то в таких случаях вопроса цены не стоит".
Эксперты отмечают, что рынок smart wearables пока находится на начальном этапе своего развития как в мире, так и в России, а основным драйвером его роста будет снижение цен и расширение их функциональности. По мнению аналитиков, средняя стоимость гаджетов до конца года не изменится и останется на уровне 200 долларов. Однако уже в 2015 году цена устройств начнет заметно снижаться за счет выхода на российский рынок брендов "второго эшелона". На рост рынка носимых устройств повлияет и увеличение продаж дорогих смартфонов - именно владельцы смартфонов стоимостью более 10 тысяч рублей, в первую очередь, приобретают в дополнение к ним умные аксессуары. По данным "Связного", по итогам первого полугодия 2014 года доля таких телефонов на российском рынке составила около 28% в численном и 60% в денежном выражении.
"Сейчас развитие носимых устройств тормозят немассовость их производства и, как следствие, высокая стоимость таких гаджетов. Но так как сложившаяся ситуация быстро меняется, уже через 2-3 года они станут доступны для широкого круга покупателей", - считает Александр Шокуров.
По мнению Евгения Шулятьева, Россия находится в той точке использования "умных" устройств, в которой и должна: "Не секрет, что в технологическом и информационном плане наша страна отстает от развитых западных на несколько лет. Поэтому вполне закономерно, что и рынок носимых "умных" устройств мы осваиваем постепенно. Думаю, что единственной сложностью, с которой столкнется рынок таких гаджетов в России, будет неравномерность ее технологического развития. В Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах процесс "принятия" таких устройств проходит достаточно быстро. Говорить о стране в целом сложнее: в России, по-прежнему, остаются сотни населенных пунктов, где люди не имеют даже одной общей точки доступа к Интернету, есть и до сих пор нетелефонизированные участки. Поэтому говорить о повсеместном внедрении "умных" носимых устройств в России пока просто преждевременно".