18.08.2014 23:02
    Поделиться

    Русский музей покажет семейные фото жителей Петербурга

    На выставке "Портрет семьи", открытой в корпусе Бенуа Русским музеем, можно увидеть не только полотна из этого самого большого хранилища русского искусства, но и семейные архивы самых обычных петербуржцев.

    Русский музей попросил горожан предоставить снимки из своих альбомов. Более 150 семей откликнулись на это необычное предложение. Результатом стала медиаинсталляция. Причем названы и авторы снимков и видеосъемок, и их участники. Кстати, все они получили приглашение на открытие выставки.

    На подготовку выставки, где представлено более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, ушло ровно 9 месяцев - срок для любой семьи символический. Экспозиция дает возможность взглянуть на представленные работы глазами историка искусств и историка быта, увидеть историю семейных взаимоотношений на протяжении почти трех веков.

    Семейный портрет в России появился лишь в конце XVIII века: до того были приняты отдельные портреты супругов. На выставке можно увидеть парные семейные портреты кисти Аргунова, Рокотова, Боровиковского. Открывает выставку работа Георга Гроота - парный портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (1745), будущих Петра III и Екатерины II. Судьба семьи этих царственных особ, как известно, покрыта мраком тайн. У каждой семьи бывают не только лишь "парадные" стороны. Этот портрет повторен и на фарфоровой вазе, включенной в экспозицию. К сожалению, это единственная работа подобного рода, хотя портреты на фарфоре были весьма распространены. А как интересно было увидеть, скажем, весь сервиз с портретами семьи Нарышкиных (начало 1830-х)!

    Семейный портрет в России появился лишь в конце XVIII века

    Выставка выстроена по хронологическому принципу, наглядно иллюстрируя изменения в семье и в обществе. Так, на смену раздельным парным портретам XVIII века в начале XIX столетия приходит романтический семейный портрет (часто на фоне пейзажа или в присутствии портрета умершего родственника). В это время много работ неизвестных художников. А, скажем, домашний "Портрет семьи Бенуа" (не позднее 1817 г.) написан любителем, другом семьи Оливие. Совсем другой уровень профессионализма демонстрирует Михаил Скотти в своей работе "Пять братьев Бенуа" (1847).

    Во второй половине XIX века романтизм и уют камерных семейных портретов сменяется нарастающим драматизмом в семейных отношениях в пореформенной России, когда становятся возможными и разъезды, и разводы, и раздел имущества.

    Революция с отменой церковного брака внесла кардинальные изменения в жизнь русской семьи. Но уже в 1930-е годы были приняты законодательные меры, направленные на укрепление семьи. Получил развитие и компромиссный жанр: семейный портрет, где важна не личность, а типаж, представляющий свой социальный, профессиональный, культурный слой. Серию "типовых" портретов создал в начале 1930-х годов Борис Ермолаев. Маленькие, размером почти с фотокарточку, эти работы напоминают архив неизвестной семьи.

    Кажется, ни одно художественное направление не миновало тему семьи. Здесь и работы знаменитых авторов "сурового стиля", и оптимистичный соцреализм, и экспериментаторы новых течений. А завершается выставка ироничной инсталляцией-"иконостасом" современной петербургской группы "Колдовские художники".

    Поделиться