Вводится общее правило предоставления участков на торгах. На особых условиях участки будут выделяться лишь отдельным категориям граждан, а также для строительства инфраструктурных, линейных объектов. В результате органы государственной и муниципальной власти будут обязаны проводить торги по продаже или аренде участков или предоставлять их без торгов, если на то есть основания. Вводятся детальные и прозрачные процедуры принятия решений и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка или его выставления на торги. Участки без торгов будут предоставляться гражданам, имеющим преимущественное право на их получение.
Сейчас такой порядок отсутствует, и это мешает данным категориям граждан реализовать их установленное федеральными законами право.
Для развития сельской местности и привлечения специалистов на село у муниципальных образований, определенных субъектами Российской Федерации, появится возможность предоставлять гражданам в безвозмездное срочное пользование земельные участки для организации личного подсобного или фермерского хозяйства или индивидуального жилищного строительства (для граждан, работающих по утвержденным субъектами специальностям). При условии надлежащего использования земельного участка в течение пяти лет он будет передаваться в собственность бесплатно.
В Градостроительном кодексе РФ закреплен принцип обеспечения устойчивого развития территорий, что подразумевает последовательное и системное развитие всей территории Российской Федерации на основании утвержденных градостроительных документов.
Создание полноценной системы территориального планирования и градостроительного зонирования позволит решить множество насущных проблем, начиная от повышения уровня инвестиционной привлекательности России и до обеспечения благоприятной и комфортной среды проживания каждого гражданина, создаст для всех понятные правила игры на конкретной территории, позволит определить параметры развития территорий с учетом мнения населения.
Надо отметить, что с принятием Градостроительного кодекса и проведением последовательной политики в этой области деятельность по разработке и утверждению таких документов активизировалась на всех уровнях власти.
Так, по информации минрегиона, по состоянию на март 2014 года на региональном уровне схемы территориального планирования утверждены в 83 субъектах РФ. Степень утверждения документов территориального планирования муниципальных районов и городских округов составляет около 90%, поселений - более 80%. В целом по России правила землепользования и застройки утверждены более чем на 70%.
Особую актуальность вопрос обеспечения качества документов в территориальном планировании приобретает в свете планируемого перехода к территориальному зонированию, которое сейчас активно обсуждается и в правительстве, и в Государственной Думе.
Кроме того, надо отметить, что в законодательстве последовательно закрепляется роль градостроительной документации. Сейчас наш комитет работает над рядом законопроектов, которые увязывают возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставления участков для размещения объектов государственного или муниципального значения только при условии, что это предусмотрено документами территориального планирования или документацией по планировке территорий.
Также Земельный кодекс будет дополнен требованием об учете таких документов при образовании земельных участков. Более того, вводится возможность образования участков на основании утвержденного проекта межевания территорий. И это должно стать общим правилом.
Анализ правоприменительной практики выявил целый ряд проблем по разработке и утверждению документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий.
Градостроительный кодекс устанавливает требования к содержанию проектов планировки и проектов межевания территорий для случаев разработки такой документации в территориях микрорайонов, кварталов и не учитывает ситуацию, когда объекты капитального строительства размещаются вне границ населенного пункта и вне элементов планировочной структуры. Особенно это актуально в случае строительства масштабных линейных объектов.
В результате мы вынуждены постоянно продлевать срок выдачи градостроительных планов в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции линейных объектов.
Мы работаем над новыми механизмами заключения договоров о комплексном освоении земельных участков для строительства жилья экономкласса. Победителем аукциона становится инвестор, предложивший наименьшую цену продажи жилых помещений. Застройщик будет обязан реализовать построенные жилые помещения по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона.
Комитет уже принял два закона, предусматривающие реализацию этого механизма применительно к земельным участкам Фонда РЖС. С учетом полученного опыта мы планируем распространить эту схему и на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности