Износ систем водоснабжения в России составляет 60 процентов

Этим летом увидело свет постановление Правительства РФ "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения". Инициатором документа выступило министерство строительства и ЖКХ совместно с Федеральной службой по тарифам. Гарантирующие организации, ответственные за водоснабжение населения, получили возможность включать в тариф предпринимательскую прибыль.

Теперь 5% прибыли гарантируется государством, если оператор сможет выполнить ряд целевых показателей при долгосрочном регулировании. При этом темпы роста тарифов не изменятся, так как деньги перераспределяются внутри текущего тарифа. Кроме того, как следует из постановления, экономия организации, полученная в результате повышения ее энергоэффективности, также остается в ее распоряжении на долгосрочный период регулирования.

- Эти меры позволят привлечь дополнительные средства для модернизации отрасли, так как сделают сферу водоснабжения и водоотведения более рентабельной и соответственно привлекательной для инвесторов", - считает заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

По мнению экспертов, благодаря механизму субсидирования процентных ставок по кредитам, сегодня в стране реализуется более 20 проектов строительства и реконструкции комплексов очистных сооружений. Но это капля в море.

- Причиной недостаточного объема проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений в коммунальном комплексе является два фактора: отсутствие денежных средств и эффективной правовой базы, - рассказала "РГ" исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова.

Однако ситуация стремительно меняется в лучшую сторону. Прежде всего принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О ТНОС). Это дало возможность постепенно перейти к поэтапной модернизации предприятий коммунального и промышленного сектора в сфере очистки сбросов сточных вод. "Речь идет об уходе от невыполнимых требований, предъявляемых к водопользователям, при сбросе стоков в водные объекты. К примеру, ранее используемый рыбохозяйственный норматив требовал очищать сточные воды до уровня, превышающего качество питьевой воды, - пояснила Елена Довлатова. - Такое положение дел не стимулировало модернизировать очистные сооружения или строить новые по причине невозможности достичь установленного законом качества. В итоге высокие штрафы и недостижимые нормативы приводили к отсутствию заинтересованности и возможности модернизировать свое производство.

Теперь же, со вступлением в силу нового закона появится обоснованная мотивация предприятий переходить на реально достижимые нормативы на сбросы сточных вод. Эксперты рассчитывают, что теперь система будет работать не в отрыве от реальности, ставя заведомо недостижимые требования, а учитывая реалии современных технологий и научных достижений в водоочистке. Фактически мы переходим к технологическому нормированию, которое основано не на точечной реконструкции одного цикла, а на комплексной модернизации всей цепочки производственного процесса по очистке стоков в соответствии с наилучшими доступными технологиями в этой области. "На наш взгляд, это серьезный шаг со стороны государства в сторону создания действительно эффективной системы защиты природных ресурсов, которая увязывает развитие промышленного и производственного потенциала нашей страны с требованиями по охране окружающей среды, - полагает Елена Довлатова.

Для снабжающих организаций есть еще одна хорошая новость. В этом году также будет выделено из федерального бюджета на развитие водохозяйственного комплекса почти 1,2 млрд руб. Об этом глава минприроды Сергей Донской заявил на заседании комиссии по предоставлению субсидий для возмещения ставок по кредитам предприятиям, участвующим в ФЦП "Вода России" - ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах". Как отметил глава ведомства, комиссия приняла решение предоставить в первом полугодии 2014 года субсидии в размере более 300 млн руб. 14 организациям. Всего же с начала реализации федеральной целевой программы (ФЦП) были одобрены субсидии 25 предприятиям на общую сумму около 900 млн руб.

"В 2014 году общий объем субсидий составит порядка 1,2 млрд руб. Это позволит сократить объем сброса загрязненных сточных вод примерно на 360 тыс. куб. м в год, а загрязняющих веществ - на 124 тыс. тонн в год. Подобные экономические стимулы уже доказали свою эффективность", - сказал Сергей Донской.

Средства, выделяемые по ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" - это прежде всего федеральные деньги, которые должны пойти предприятиям водохозяйственного комплекса. Однако, как отмечают эксперты, эта программа вряд ли напрямую коснется строительства очистных сооружений. Дело в том, что ФЦП изначально - это глобальная программа, направленная на развитие и модернизацию всего водохозяйственного комплекса: расчистка русел рек, укрепление дамб, береговых линий водохранилищ и т.д. При этом для получения средств на строительство или реконструкцию очистных сооружений необходимо наличие комплексной программы в регионе по развитию водохозяйственного комплекса, которая включает все указанные выше меры.

- Важно, что в этой программе заложен очень хороший механизм - субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, которые были выданы предприятиям ВКХ на строительство/реконструкцию очистных сооружений, - полагает Елена Довлатова. - К сожалению, воспользоваться им могут единицы, так как инвестиционные кредиты в отрасли практически отсутствуют. В большинстве случаев в отрасли строительство или реконструкция очистных сооружений идет за счет кредитов, взятых на пополнение оборотных средств, что не отвечает условиям программы. К сожалению, из-за экономически необоснованного тарифа, сдерживания его роста за счет предельных индексов и многими не решенными системными проблемами в отрасли, инвестиционные кредиты встречаются крайне редко.

Между тем, одной из главных проблем ресурсоснабжающие организации называют экономически необоснованную тарифную политику, которая практически сводит на нет возможности долгосрочных тарифов и механизм концессионных соглашений. Отрасли водоснабжения и водоотведения среди других сфер ЖКХ отводится гораздо меньше внимания, чем электро- и теплоснабжению. Отношение к воде и стокам пока идет по остаточному принципу.