Для страховых компаний это серьезный удар. По оценкам гендиректора САО "ГЕФЕСТ" Александра Миллермана, на страхование строительства объектов, финансируемых из бюджета и госкорпорациями, приходится около 80% рынка страхования СМР. Ведь именно из бюджета финансируется строительство дорогостоящих технически-сложных, уникальных дорожных, промышленных и энергетических объектов. "Объем и темпы роста рынка страхования СМР во многом зависят от страхования таких объектов", - говорит Екатерина Ускова, директор Департамента по страхованию технических рисков СК "Альянс".
Эксперты прогнозируют существенный отток клиентов из этого сегмента страхового рынка. "При отсутствии в смете заложенных расходов на страхование, многие подрядчики будут отказываться от страхования", - считает Андрей Емельянов, руководитель управления страхования технических рисков "АльфаСтрахование". Но пострадают не только страховщики. Строительные компании могут понести убытки, "не совместимые с жизнью", если на объекте случится ЧП, и компенсировать ущерб заказчику, то есть государству, придется за собственный счет. Кроме того, как считает Александр Миллерман, если у подрядчика не окажется средств на восстановление объекта после аварии, то государство получит недострой и понесет серьезные репутационные потери, особенно если объект возводится к крупным международным мероприятиям.
Почему же заказчик решил вовсе исключить из сводно-сметного расчета расходы на страхование, когда изначально президент поручил определить пределы этих расходов? "По официальным данным, это решение основано на изучении зарубежного опыта страхования СМР, а также на том, что этот вид страхования является добровольным и минимизация рисков и принятие направленных на их предотвращение мер, являются задачей подрядной организации, - объясняет Екатерина Ускова. - Кроме того, определение стоимости страхования того или иного объекта зависит от множества индивидуальных факторов, поэтому не совсем правильно закладывать в смете один обобщенный тариф для всех видов объектов. Также это решение стало одной из мер по сокращению затрат на стадии планирования сметной стоимости строительства".
Но это официальная версия. "У нас сложилось такое впечатление, что не было желания вникать в суть вопроса, тратить время на разработку единых подходов к определению стоимости полиса СМР. Поэтому пошли по самому простому пути и вычеркнули расходы на страхование из сводных сметных расчетов, - считает Александр Миллерман. - Хотя ВСС предлагал оптимальные и обоснованные тарифы, предоставлял статистические данные. Также звучали аргументы, что в минимизации рисков строительства заинтересованы в первую очередь подрядчики, поэтому они и должны за свой счет приобретать полис СМР".
Вопрос, будут ли подрядчики страховать иски за свой счет? Александр Миллерман считает, что будут, но не все. "Крупные строительные компании не захотят рисковать и оставлять "открытыми" многомиллионные риски. Однако я не исключаю, что найдутся строители, которые пренебрегут общемировыми стандартами и перестанут страховать строительство", - говорит он. Сомневается и Андрей Емельянов: "Учитывая то, что многие тендеры на строительство выигрываются по минимальной цене и подрядчики вынуждены "экономить", они будут отказываться страховать объекты и им придется нести риски гибели и повреждения объекта на себе, что крайне рискованно и не оправданно".
Впрочем, для защиты от разорения в случае ЧП у строителей есть и другой инструмент - банковская гарантия. Но страховщики хорошо видят бреши в такой защите. "Банковская гарантия не может заменить страховой полис, - уверен президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. - У страхования и у банковской гарантии разные природы возмещения. У страхования более широкое покрытие. И на большую сумму. Банковская же гарантия выдается на 5-30% от сметы, на сумму аванса по строительному контракту".
Кроме того, как отмечает Екатерина Ускова, заключение договора страхования СМР намного выгоднее приобретения банковской гарантии, стоимость которой составляет от нескольких процентов объема сметы, в то время как затраты на страхование СМР составляют десятые доли, а, в отдельных случаях, сотые доли процента. При этом размер банковской гарантии, в отличие от страхования, не всегда покрывает 100% стоимости строительного объекта, обычно 50-70% контрактной стоимости.
Полис дает возможность подрядчику оперативно получить в полном объеме средства, которые необходимы для устранения всех последствий аварии, и сдать объект в обозначенный срок. В то время как по банковской гарантии заказчик получает право требования выплаты только в том случае, если подрядчик не выполнил свои обязательства по договору.
Например, если на строительном объекте произошла авария, которую подрядчик не может устранить за свой счет, то заказчик все равно должен ждать окончания срока исполнения обязательства, и только после этого он может получить средства по банковской гарантии. При этом банковская гарантия в отличии от полиса СМР не покрывает риски стихийных бедствий. А ведь именно на эту группу рисков чаще всего приходятся крупные возмещения.
Единственное, что может вынудить подрядчиков страховать риски - включение требования о наличии страховки в конкурсную документацию. "На это вся надежда, - говорит Игорь Юргенс. - В противном случае, при крупном убытке на заключительных стадиях реализации строительного проекта и при отсутствии действующего договора страхования, возникнет вопрос, а почему страхование не осуществлялось? Кто виноват? А подрядчику будет проще пережить банкротство, что уже несколько раз происходило в текущем году, чем осуществить выплату крупного возмещения. Речь в этом страховании идет о колоссальных сумах, в случае отсутствия страхования вся нагрузка ляжет на бюджет. Анализ международной практики показал, что во всем цивилизованном мире государство старается приложить все усилия, чтобы этого не допустить".