Застройщиков избавят от лишних процедур и согласований в строительстве

Сегодня в Подмосковье, где кипит жилищное строительство, если повезет, можно купить квартиру в новостройке по цене 50-60 тысяч рублей за квадратный метр. Минстрой собирается совершить почти невозможное, запустив в июле программу по возведению жилья эконом-класса, поставив задачу застройщикам снизить цены до 30 тысяч рублей за квадратный метр. Эксперты в один голос говорят, что застройщикам для этого понадобится серьезная госкомпенсация не только в виде инфраструктуры.

-Застройщика можно заинтересовать дополнительной поддержкой, сокращением его затрат, упрощением административных процедур, - рассказал "РГ" статс-секретарь - заместитель министра строительства и ЖКХ Александр Плутник. - По поручению президента приняты поправки в Градостроительный кодекс, наделяющие правительство полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня разрешений на ведение строительства. Минстроем внесен в правительство исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. В нем 134 процедуры от подачи заявки на участие в аукционе до регистрации квартиры, описаны все случаи жилищного строительства и комплексного освоения территорий. Только на федеральном уровне исключено 100 процедур, и за полгода мы сократим еще около 40.

И вот уже представители столичных властей заявляют о том, что пытаются оптимизировать административные процедуры. Как рассказала заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Надежда Караванова, в четыре госпрограммы города включены мероприятия по сокращению административных процедур. Так, в ГП "Информационный город", рассчитанной до 2016 года, предусматривается улучшение инвестклимата в Москве, в частности, в градостроительной сфере.

Москва стала одним из первых городов в стране, которые перевели госуслуги в сфере строительства в электронный вид. Теперь застройщик через специальный портал госуслуг может получить и разрешение на строительство, и всю проектную документацию на ввод жилья. И столичные власти пошли дальше, решив исключить излишние процедуры и согласования в строительстве, убрав посредников в этом процессе.

- В положениях префектур столичных округов теперь записано, что им запрещено участвовать в процессе получения разрешений на строительство, - рассказала Надежда Караванова.

Теперь даже на госэкспертизу типовой проектной документации уходит не 50, а 30 дней. А выдача ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки теперь происходит в два раза быстрее - в течение 7 рабочих дней.

В ближайшее время должен появиться исчерпывающий перечень для строительства коммерческой недвижимости. "Мы уже работаем над этим, - рассказал "РГ" министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. - Вопрос о том, сколько там будет процедур, пока обсуждается профессиональным сообществом".

За пять месяцев этого года, по данным Росстата, в России было введено почти 22,5 млн кв. м жилья, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Между тем, административные барьеры в строительстве по-прежнему мешают быстро и недорого строить жилье, да и другие объекты, и это не зависит от источника финансирования. Как рассказал "РГ" советник председателя межотраслевого Совета "Деловой России" Михаил Викторов, сейчас 10-этажный жилой дом строится в среднем 2,5-3 года, и только полтора года занимает собственно стройка. Все остальное - время на прохождение согласительных процедур, получение разрешений на подключение к сетям, сдача объекта и т.д.

Напомним, о снижении административных барьеров в строительстве публично говорится последние лет 20. Два года назад президент Владимир Путин своим указом поручил сформировать исчерпывающий список административных барьеров при строительстве жилья. И наконец, такое постановление увидело свет, но практики его применения до сих пор нет. "Поэтому говорить о радикальном снижении барьеров в ближайшее время не приходится, - считает Михаил Викторов. - Постановление правительства дало регионам право устанавливать некоторые свои избыточные процедуры с учетом климатических или сейсмических условий, однако все эти процедуры должны быть утверждены минстроем. И опять же эти процедуры будут едины для всех застройщиков, вне зависимости от того, на какие средства они строят - бюджетные или частные".

Конечно, есть регионы, которые для создания благоприятной инвестиционной среды начинают сами убирать избыточные административные процедуры, но их можно пересчитать по пальцам - это Московская, Ленинградская, Калужская области и еще несколько субъектов РФ.

Многие регионы стремятся сокращать административные барьеры, но благие пожелания и распоряжения губернаторов натыкаются на тихое, но яростное сопротивление чиновников муниципального уровня, которые не хотят терять свои "ресурсы". В районных подразделениях наших "естественных монополистов" - теплосетях, водоканале, энергетике - у них зачастую сидят "свои люди". И даже если застройщику удастся там что-то построить - дома потом могут годами стоять без подключения к сетям. А обманутые дольщики во всем винят застройщика.

- Можно смело говорить, что именно действия компаний-монополистов являются одними из самых высоких и неоправданных барьеров при строительстве жилья, - уверен Михаил Викторов. - Очевидно, что большинство застройщиков стремится комплексно осваивать территорию, строить не отдельными зданиями, а большими комплексами или даже микрорайонами. Однако далеко не каждая компания может позволить себе за собственные средства строить инфраструктуру, объекты энергетики, тепловые сети, а потом фактически дарить их компаниям-монополистам.

А вот, например, в Финляндии девелопер, приобретя участок под строительство, в течение недели получает массу предложений по подключению к инженерным сетям, и может выбирать то, что ему наиболее выгодно. Для нас такая ситуация почти на грани фантастики