30.07.2014 19:22
    Поделиться

    На Урале подорожала доставка периодики

    Сокращение подписных тиражей периодики нередко оборачивается ограничением доступа к официальной информации
    Отмена субсидий почтовикам и повышение цен на доставку периодики угрожают не только интересам издателей, но и органам госвласти, считают участники рынка печатной прессы.

    В информационном вакууме

    Недавно корреспонденту "РГ" довелось присутствовать на публичных слушаниях в администрации Ленинского района Екатеринбурга по проекту жилой застройки в поселке "Совхозный". О слушаниях, согласно закону, мэрия загодя известила через газету "Вечерний Екатеринбург" и сайт. Но жительница "Совхозного", выступившая на дебатах, заявила: "Вечерку" в поселке никто не выписывает, потому что почтальон газеты не носит, про сайт поселковые ничего не знают, поэтому на слушания не пришли.

    Зато за проект проголосовали люди, не имеющие отношения к "Совхозному". Например, студенты, которые, по словам одного из них, проходят практику у застройщика. Поскольку решение о судьбе проекта приняли без участия местных жителей, они могут устроить акции протеста или обратиться в суд. И не факт, что суд признает решение чиновников легитимным, хотя формально они действовали в рамках закона. В любом случае это репутационные риски.

    Казалось бы, какая связь между конфликтом застройщика с горожанами и отсутствием газет в почтовых ящиках? А самая прямая - нарушение конституционных прав граждан на доступ к официальной информации.

    С 2015 года, согласно решению правительства РФ, почтовая доставка газет и журналов не будет дотироваться из бюджета, как прежде. Это известие уже привело к тому, что подписные цены на печатные издания выросли повсеместно. По данным представительства Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) в УрФО, подписка через "Почту России" на городские и районные газеты подорожала (с учетом прошлогоднего 15-процентного увеличения) на 87 процентов. Увы, для большинства читающего населения газета и журнал становятся роскошью, во втором полугодии 2014 года тиражи местной прессы в уральских регионах сократились на 20-30 процентов. Это означает, что сотни тысяч земляков, выписывающих периодику на дом, лишились такой возможности.

    - Отмена субсидий "Почте России", повышение цен на доставку без реального улучшения работы почты угрожают не только интересам издателей, но и органам госвласти, обязанным обеспечивать право населения на получение информации и сохранять информационное пространство страны,- заявляют в представительстве ГИПП в УрФО.

    Шоковая терапия

    И действительно: дефицит информации о намерениях власти, отсутствие разъяснений по поводу тех или иных ее шагов могут подчас создать для чиновников большие неприятности. Особенно актуально это с учетом принятого недавно на федеральном уровне решения: тарифы "Почты России" впредь регулироваться не будут, станут рыночными. Хотя и по сегодняшним ценам подписка на периодику доступна уже далеко не всем.

    Чиновники из Роспечати советуют делать интереснейшие газеты, чтобы за ними читатель не ленился специально ходить к киоскам, предлагают издателям подумать и об альтернативных вариантах решения проблемы. Скажем, создавать собственные службы доставки, объединяться и на своих страницах сообща "воспитывать" торговые сети и муниципальные власти, побуждая быть более внимательными к нуждам редакций и распространителей периодики.

    Издатели считают, что эти советы, по сути верные, реализовать в нынешней ситуации крайне непросто, если вообще возможно. Отпуск "на волю" цен за почтовую доставку на деле равнозначен шоковой терапии. И почту, и печатные СМИ поставили перед фактом: выживайте, если сможете. Вместо переходного периода, в течение которого цены на доставку могли бы подниматься постепенно, а бизнес успел бы подготовиться и создать те самые альтернативные службы доставки, выбрали самый жесткий вариант.

    Единственное, что было сделано для смягчения ситуации на федеральном уровне, так это выработка министерством связи и массовых коммуникаций РФ методических рекомендаций по поддержке и развитию системы розницы и распространения периодики. В частности, предлагается размещать точки продажи из расчета не менее одного киоска на полторы тысячи населения в городе или 2,5 тысячи человек в районе. При этом обеспечить их шаговую доступность, на выделенные под них площади проводить целевые конкурсы, ввести льготы по аренде, освободить от оплаты за использование опор наружного освещения, разрешить оказывать дополнительные услуги населению, например, принимать коммунальные платежи, выдавать интернет-заказы.

    По мнению издателей и распространителей, создан качественный, а главное, актуальный для той же Свердловской области документ. Одна закавыка - рекомендации минкомсвязи остались незамеченными как региональными, так и муниципальными властями. Рекомендации - они и есть рекомендации, исполнять их необязательно, да и некому.

    Дойти до читателя

    Выход один - заниматься непрофильным бизнесом, самим организовывать доставку своего издания до читателей. Но и здесь, оказывается, далеко не все просто. Как рассказал руководитель свердловского областного предприятия "Роспечать" Сергей Ченцов, в Екатеринбурге действует 310 киосков печати, но из-за неурегулированности земельных отношений между областью и городом их не удается узаконить. Как сообщили "РГ" в МУГИСО, 57 обращений по вопросам оформления участков "висят" уже целый год. Понятно, что в ситуации такой неопределенности никто не будет инвестировать в розничный бизнес. Между тем исследования говорят: свежую периодику читатель покупает в киоске рядом с работой, по соседству с домом, в метро, на остановке общественного транспорта. И если киоск на традиционном маршруте исчезнет, никто не пойдет за газетой к другой торговой точке.

    Вот почему издатели прогнозируют в ближайшее время снижение тиражей печатной периодики, что только усугубит уже наметившуюся тенденцию к исчезновению киосков с прессой с улиц городов. На этом фоне призыв к издателям делать замечательные газеты кажется нелогичным: даже сверхинтересная пресса должна как-то дойти до своего читателя. А создать собственную службу доставки в условиях дефицита времени, средств, кадров, транспорта далеко не каждой редакции под силу. Несмотря на это, десятки изданий в срочном порядке стали заниматься решением этой задачи.

    - Пошел четвертый год, как мы полностью распрощались с почтой и сами доставляем свою газету подписчикам. Больше всего усилий ушло, конечно, на поиск и обучение кадров. У нас получилось, но я знаю, какие трудности переживают мои коллеги в других городах области. Создать такую службу можно и за год при подходящих условиях, но многое зависит от тиража издания и территории распространения, - рассказала "РГ" главный редактор новоуральской газеты "Нейва" Татьяна Казакова.

    Газеты под надзором

    Во многих муниципалитетах газеты малотиражные, территория доставки - обширная и создать свою службу редакциям просто не под силу. Что предлагают издатели? Выстроить вертикаль реализации приказа минкомсвязи в структуре исполнительной власти регионов. В некоторых субъектах РФ уже созданы профильные департаменты печати. В ГИПП предлагают вменить им в обязанность постоянный мониторинг ситуации с доставкой и распространением прессы совместно с издательским сообществом и распространителями. А также ввести в критерии оценки деятельности руководителей муниципалитетов показатели информационного обеспечения населения, включая обеспеченность киосками прессы.

    Главное - осознать, что происходит с периодической печатью, решить для себя, нужна ли она и в какой мере, задуматься о механизмах поддержки местных изданий, муниципальных и частных, возможно, о создании в регионе единой альтернативной доставочной службы, тогда этим не нужно будет заниматься каждой газете.

    - Резкое увеличение стоимости доставки периодики должно повлечь за собой улучшение качества. Ситуация, когда газета выходит три раза в неделю, а доставляется один раз и скопом, должна быть исключена. Мы будем лоббировать включение в договоры между "Почтой России" и издателями пункта о штрафах за несвоевременную доставку, - говорит Дмитрий Федечкин, директор департамента печати и массовых коммуникаций губернатора Свердловской области.

    Кстати

    Осенью в Екатеринбурге планируется провести совещание руководителей департаментов информационной политики и печати регионов России. Идея принадлежит заместителю министра связи и массовых коммуникаций Алексею Волину, который считает, что опыт и предложения свердловчан в сфере сохранения и распространения периодики должны быть растиражированы на других территориях.

    Поделиться