Выход фракций "УДАР", "Свобода", группы "Экономическое развитие", полутора десятка внефракционных депутатов и даже некоторых членов "Батькивщины" из состава большинства был легко предсказуем, и анонсировался депутатами еще с середины прошлой недели. Общеизвестно, что президент Петр Порошенко считает роспуск парламента и внеочередные выборы вторым по значимости вопросом после победы в "антитеррористической операции". Поэтому экспертные разговоры свелись только к обсуждению возможных способов и деталей достижения этой цели.
Так или иначе, цель достигнута - через 30 дней с момента распада коалиции глава украинского государства может объявить о роспуске Верховной Рады. Соответствующий указ, если взглянуть на календарь, ожидается ко Дню Независимости, 24 августа. Выборы же по закону должны состояться через 60 дней после решения о роспуске, в ближайшее воскресенье, то есть 26 октября, как собственно ранее и предлагал Порошенко.
Единственной проигравшей стороной в этом политическом кризисе является экс-премьер Юлия Тимошенко и ее партия "Батькивщина". На этот раз им против воли все же придется пойти на внеочередные выборы. Однако, шансы на победу у сторонников Тимошенко весьма призрачные.
О том свидетельствуют и соцопросы, и результат Юлии Тимошенко на президентских выборах - менее 13 процентов. И если права украинская традиция, в соответствии с которой партии всегда получают на выборах в парламент меньше голосов, чем их лидеры на президентских выборах, то перспективы "Батькивщины" на сегодняшний день вообще плачевны. Хотя это, конечно же, не означает отказа Тимошенко от продолжения борьбы за власть и влияние.
Отставка Яценюка им самим объясняется обидой на правящее большинство, которое не приняло "мобилизационные" поправки в бюджет и отказалось реформировать нефтегазовый сектор по плану правительства. Уходя, Яценюк заявил, что работой своей он не удовлетворен, но и все остальное происходящее в Раде "будет иметь очень сложные, если не драматические последствия для страны". Премьер обвинил парламентариев в недопустимой попытке "разменивать узкополитичекий интерес на интересы государства".
Здесь Яценюк лукавит: его "реформы" пали жертвой не "узкополитических", а сугубо экономических интересов. К примеру, его предложение лишить налоговых льгот и прекратить возмещение налога на добавленную стоимость для экспортеров зерна вызвало закономерное возмущение у "сельскохозяйственного" лобби в Верховной раде, сконцентрированного во фракциях "Батькивщины" и "Свободы". Инициатива по повышению ренты за использование недр, в свою очередь, определила ответную реакцию в нефтегазовом, угольном и железорудном парламентских лобби, за которыми стоят все те же Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ.
И уже всех депутатов касались планы Яценюка по прекращению большинства социальных выплат, в список которых попали, например, детские пособия, а также отказ от традиционного повышения и индексации зарплат и пенсий соответственно инфляции. По сути, Яценюк предложил парламенту честно признать, что государство Украина не может отвечать по своим социальным обязательствам. И это помимо предложений правительства ввести налог в 1,5 процента на доходы граждан, налог в 15 процентов - на доходы по депозитам и иные финансовые новации, направленные в первую очередь на увеличение военного бюджета или, проще, - на продолжение гражданской войны.
Одобрить законы об обнищании народа ни одна украинская партия в преддверии выборов не может себе позволить. Тем более наигранными выглядят эмоциональные реакции Яценюка на провал своих законопроектов: ведь ему на самом деле больше не придется нести ответственность за неизбежное падение жизненного уровня украинцев. Зато с имиджем "реформатора, которому не дали", он может уверенно смотреть в политическое будущее: весь негатив примет на себя преемник, например Владимир Гройсман, экс-мэр Винницы, наиболее приближенный к президенту Порошенко менеджер.
Но эти рассуждения и прикидки на парламентское будущее теряют смысл на фоне реальной картины ухудшения экономической и социальной ситуации на Украине. Уже сегодня в Киеве нет горячей воды в 90 процентах домов - летняя профилактика оказалась бессрочной, а "Киевэнерго" вместе с мэрией уже морально готовят жителей столицы к зиме с прохладными батареями, и к перебоям с подачей электричества. Эксперты МВФ уже в третий раз за год ухудшают прогноз для украинской экономики, речь теперь идет об экономической катастрофе. Именно поэтому на конец августа МВФ отложил решение о выделении Украине очередного транша кредитования в 1,4 миллиарда долларов.
Социальная катастрофа уже состоялась, хозяйственные и человеческие связи порушены, население стремительно утрачивает покупательную способность, денег в бюджете нет. И это значит, что скоро единственной реальной силой останутся не армия и милиция - институты какого-никакого государства, а карательные батальоны из оплачиваемых наемников, которые формируют уже не только Игорь Коломойский, а все, у кого остались активы и деньги. Логика украинской революции развивается исключительно в соответствии с повестью братьев Стругацких "Трудно быть богом", где вслед за "серыми", по сюжету, обязательно придут "черные".