Украинские партии боятся принимать законы об обнищании народа

На Украине распалась правящая парламентская коалиция, носившая символичное название "Европейский выбор". И тут же подал в отставку по собственному желанию премьер Арсений Яценюк, пять месяцев назад делегированный на этот пост "евромайданом". Какими бы ни были причины обоих событий, они никак не влияют на воинственные настроения киевской верхушки и только ускоряют агонию Украины как государства.

Выход фракций "УДАР", "Свобода", группы "Экономическое развитие", полутора десятка внефракционных депутатов и даже некоторых членов "Батькивщины" из состава большинства был легко предсказуем, и анонсировался депутатами еще с середины прошлой недели. Общеизвестно, что президент Петр Порошенко считает роспуск парламента и внеочередные выборы вторым по значимости вопросом после победы в "антитеррористической операции". Поэтому экспертные разговоры свелись только к обсуждению возможных способов и деталей достижения этой цели.

Так или иначе, цель достигнута - через 30 дней с момента распада коалиции глава украинского государства может объявить о роспуске Верховной Рады. Соответствующий указ, если взглянуть на календарь, ожидается ко Дню Независимости, 24 августа. Выборы же по закону должны состояться через 60 дней после решения о роспуске, в ближайшее воскресенье, то есть 26 октября, как собственно ранее и предлагал Порошенко.

Единственной проигравшей стороной в этом политическом кризисе является экс-премьер Юлия Тимошенко и ее партия "Батькивщина". На этот раз им против воли все же придется пойти на внеочередные выборы. Однако, шансы на победу у сторонников Тимошенко весьма призрачные.

О том свидетельствуют и соцопросы, и результат Юлии Тимошенко на президентских выборах - менее 13 процентов. И если права украинская традиция, в соответствии с которой партии всегда получают на выборах в парламент меньше голосов, чем их лидеры на президентских выборах, то перспективы "Батькивщины" на сегодняшний день вообще плачевны. Хотя это, конечно же, не означает отказа Тимошенко от продолжения борьбы за власть и влияние.

15 процентов с доходов по депозитам предлагал брать премьер Украины на увеличение военного бюджета

Отставка Яценюка им самим объясняется обидой на правящее большинство, которое не приняло "мобилизационные" поправки в бюджет и отказалось реформировать нефтегазовый сектор по плану правительства. Уходя, Яценюк заявил, что работой своей он не удовлетворен, но и все остальное происходящее в Раде "будет иметь очень сложные, если не драматические последствия для страны". Премьер обвинил парламентариев в недопустимой попытке "разменивать узкополитичекий интерес на интересы государства".

Здесь Яценюк лукавит: его "реформы" пали жертвой не "узкополитических", а сугубо экономических интересов. К примеру, его предложение лишить налоговых льгот и прекратить возмещение налога на добавленную стоимость для экспортеров зерна вызвало закономерное возмущение у "сельскохозяйственного" лобби в Верховной раде, сконцентрированного во фракциях "Батькивщины" и "Свободы". Инициатива по повышению ренты за использование недр, в свою очередь, определила ответную реакцию в нефтегазовом, угольном и железорудном парламентских лобби, за которыми стоят все те же Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ.

И уже всех депутатов касались планы Яценюка по прекращению большинства социальных выплат, в список которых попали, например, детские пособия, а также отказ от традиционного повышения и индексации зарплат и пенсий соответственно инфляции. По сути, Яценюк предложил парламенту честно признать, что государство Украина не может отвечать по своим социальным обязательствам. И это помимо предложений правительства ввести налог в 1,5 процента на доходы граждан, налог в 15 процентов - на доходы по депозитам и иные финансовые новации, направленные в первую очередь на увеличение военного бюджета или, проще, - на продолжение гражданской войны.

Одобрить законы об обнищании народа ни одна украинская партия в преддверии выборов не может себе позволить. Тем более наигранными выглядят эмоциональные реакции Яценюка на провал своих законопроектов: ведь ему на самом деле больше не придется нести ответственность за неизбежное падение жизненного уровня украинцев. Зато с имиджем "реформатора, которому не дали", он может уверенно смотреть в политическое будущее: весь негатив примет на себя преемник, например Владимир Гройсман, экс-мэр Винницы, наиболее приближенный к президенту Порошенко менеджер.

Но эти рассуждения и прикидки на парламентское будущее теряют смысл на фоне реальной картины ухудшения экономической и социальной ситуации на Украине. Уже сегодня в Киеве нет горячей воды в 90 процентах домов - летняя профилактика оказалась бессрочной, а "Киевэнерго" вместе с мэрией уже морально готовят жителей столицы к зиме с прохладными батареями, и к перебоям с подачей электричества. Эксперты МВФ уже в третий раз за год ухудшают прогноз для украинской экономики, речь теперь идет об экономической катастрофе. Именно поэтому на конец августа МВФ отложил решение о выделении Украине очередного транша кредитования в 1,4 миллиарда долларов.

Социальная катастрофа уже состоялась, хозяйственные и человеческие связи порушены, население стремительно утрачивает покупательную способность, денег в бюджете нет. И это значит, что скоро единственной реальной силой останутся не армия и милиция - институты какого-никакого государства, а карательные батальоны из оплачиваемых наемников, которые формируют уже не только Игорь Коломойский, а все, у кого остались активы и деньги. Логика украинской революции развивается исключительно в соответствии с повестью братьев Стругацких "Трудно быть богом", где вслед за "серыми", по сюжету, обязательно придут "черные".