Несмотря на 70-летний юбилей боев в этих местах, событие прошло более чем скромно. В отличие от прошлых лет ведущие эстонские политики предпочли не появляться на этом сборище эсэсовцев.
Единственное, что в этом году привлекло внимание общественности к этому слету "теней прошлого", так это скандал с российскими журналистами. Охранявшие покой ветеранов СС полицейские и сотрудники охранной фирмы "Норд Гард" под надуманным предлогом не допустили на место сборища журналистку "Комсомольской правды" Галину Сапожникову и главного редактора еженедельника "КП-Балтия" Игоря Тетерина. За день до этого на границе были задержаны журналисты телеканала "Звезда", планировавшие освещать встречу бывших нацистов.
Заботливо огороженные от интереса российской прессы, несколько десятков стариков с потухшим взглядом прошествовали через аллею эстонских флагов к возвышающемуся на гренадерской горке восьмиметровому кресту. Там им были заранее приготовлены раскладные стулья, на которых они и просидели большую часть времени, иногда вставая, чтобы почтить память погибших соратников.
Вокруг стариков крутились крепкие молодые люди с нацистскими наколками на оголенных руках. Свастики, нацистские руны - эти непременные атрибуты слетов на Синимяэ - можно было увидеть на черных майках молодежи.
Традиционная международная поддержка эстонских эсэсовцев на этот раз была малочисленной. На холме развивалось лишь два иностранных флага - литовский и латышский. Да еще суетливо бегал старичок с вышитым норвежским флагом на рукаве.
На слет пришли с десяток преклонного возраста эстонских военных в форме. Они вместе с эсэсовцами возложили цветы к мраморным черным плитам, на которых высечены изображения немецких железных крестов.
Между собой многие бывшие солдаты эстонской дивизии СС сетовали, что большинство их друзей не приходят на холм Синимяэ, предпочитая помянуть погибших дома. Оно и понятно, все-таки в эстонском обществе отношение к бывшим нацистам весьма неоднозначно. Многих раздражает попытка эсэсовцев представить себя как героев. Эстонцы помнят, что многие эти "герои" перед тем как попасть в эстонскую дивизию СС, принимали участие в блокаде Ленинграда в составе полицейских, а де факто карательных подразделений.
Негативное отношение эстонского общества к бывшим эсэсовцам определяется и тем, что у многих деды воевали в 8-м эстонском корпусе Советской армии и освобождали Эстонию от нацистов и их пособников в лице эстонской дивизии СС. Хотя в Эстонии часто можно встретить семьи, где один дед воевал в дивизии СС, а другой - в 8-м эстонском корпусе Советской армии. Для них этот день, когда проходит слет на Синимяэ, тем более не повод для праздника.
Несмотря на определенное дистанцирование властей от слета эсэсовцев на Синимяэ, выжившие солдаты дивизии СС, которых осталось в живых не более сотни, пользуются различными социальными льготами и надбавками к пенсиям. Подобных преференций в нынешней Эстонии не положено воинам 8-го эстонского корпуса Советской армии, освобождавшим страну. Более того, памятник советским эстонским солдатам, павшим при освобождении Таллина, 7 лет назад был перенесен с холма Тынисмяги в центре города на окраину эстонской столицы.