"Присуждая эту награду, Карловарский международный кинофестиваль становится еще одной платформой из тех, что постепенно изменяют атмосферу нашей страны от традиционного, относительно толерантного общества к пространству ненависти, ксенофобии и антисемитских идей", - говорится в письме, адресованном руководству фестиваля федерацией еврейских сообществ Чехии. Лидеры федерации имеют в виду скандальный фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы", который мировое еврейское сообщество в свое время остро критиковало за антисемитскую направленность ("евреи в фильме обрисованы как злобные кровожадные враги Христа" - напоминает письмо), а также оскорбительную реплику актера, брошенную полицейскому-еврею, который арестовал Гибсона за вождение автомобиля в пьяном виде в Калифорнии в 2006 году. Тогда вал критики заставил актера принести извинения.
Руководство фестиваля, как это с некоторых пор принято в кинематографических кругах, дистанцировалось от моральных оценок и ответило, что Гибсон награжден за свое мастерство и карьеру как актера и режиссера.
Другим героем первых дней фестиваля стал бывший польский профсоюзный лидер, один из основателей диссидентского движения "Солидарность" Лех Валенса, прибывший в чешский курортный город на премьеру авторской версии байопика Анджея Вайды "Валенса: человек надежды". В интервью чешскому телевидению Валенса выказал озабоченность явным падением уровня солидарности в подходе к европейским и общемировым проблемам, включая экологические и климатические. Его тревожит и собственная страна, где демократические нормы формально на своем месте, но торжествует общественная апатия, что делает работу демократической системы неэффективной.
Биографический фильм Вайды в сентябре 2013 года уже был показан на международном кинофестивале в Венеции, где получил неоднозначные оценки критиков: следуя стандартным клише жанра, картина помещает своего героя на некий пьедестал, превращая его жизнь в житие и во многом лишая ее человеческого измерения. Так как фестиваль в Карловых Варах подчеркивает, что первым демонстрирует авторскую версию картины, следует предполагать, что польский мастер счел необходимым доработать свой фильм.