19.06.2014 09:06
    Поделиться

    Самыми посещаемыми на Платоновфесте стали уличные шоу

    На Платоновском фестивале-2014, который завершился в Воронеже 15 июня, побывало в полтора раза больше людей, чем год назад. Главную роль в этом сыграли новые проекты - концерты звезд world music и выступления уличных театров. Итого треть мероприятий была предназначена для ценителей и знатоков искусства, две трети - для всех желающих.

    Многое делалось в первый раз - по городу прошествовала целая процессия артистов на ходулях, с которыми зрители спешили сфотографироваться и обняться, прошел ночной перформанс в парке, на диковинных инструментах сыграли в филармонии мастера тувинского горлового пения… Не ко всему была готова и публика, и организаторы.

    - Вы не представляете мое беспокойство накануне парада уличных театров - погода дождливая, с утра пустынный проспект… Но вдруг и народ откуда-то набежал, и солнце выглянуло, и счастливые лица и улыбки появились. Это было очень вдохновляюще! Неприятно удивило то, что под влиянием этого счастья и любопытства те же люди - ради снимка! - были готовы сбить с ходулей актера, попасть под колеса грузовику, влезть в самую гущу, не думая о детях… - поделился впечатлениями директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков. - Как будто очень голодные люди оказались перед богато уставленным яствами столом - налетали и хватали все подряд, руками… Я понимаю воронежцев и надеюсь, что со временем они привыкнут к таким уличным праздникам, выработают определенные ритуалы поведения. Но для меня как для человека, привыкшего иметь дело с маленькой аудиторией Камерного театра, контакт с толпой был огромным стрессом. Ведь я нес личную, вплоть до уголовной, ответственность за все, что там происходило. И когда шествие завернуло на улицу, которая не была перекрыта, и когда на "Полночном балансе" толпа двинулась сквозь огонь: как выяснилось, их к этому пригласил в микрофон режиссер действа, наготове были брандспойты - но у меня было предынфарктное состояние. Как директор я готов продолжать линию уличных мероприятий, если найдется человек, который этим отдельно и прицельно займется. Потому что терять здоровье и свободу я, как вы понимаете, не хочу.

    В очередной раз проявились и проблемы театрально-концертных площадок Воронежа. С выставочными пространствами тоже не все благополучно, но, по крайней мере, за годы проведения фестиваля удалось реконструировать зал в музее имени И. Крамского, где размещаются ключевые проекты (сейчас там висят картины Александра Дейнеки, взятые из основной экспозиции Третьяковской галереи). А вот показывать спектакли со сложной сценографией и проводить качественные концерты с подзвучкой - тяжело.

    - Проблем масса, и прежде всего - с площадками и кадрами. Все залы, кроме помещений Event-Hall и драмтеатра, требуют дополнительного серьезного оснащения звуковым и световым оборудованием. На сценах наших театров очень трудно что-то поднять на штанкете - штанги низкие, слабые, механизмы давно не ремонтировались, 200 килограммов "взять" уже невозможно! По сути, оснащенность не удовлетворяет техническим условиям вчерашнего дня, а мы-то хотим увидеть современные спектакли. Отчасти снимет проблему новое здание Камерного театра, но вообще надо, конечно, совершенствовать материальную базу всех остальных площадок, - подчеркнул Михаил Бычков. - И это я еще не касаюсь комфорта зрителей! После концерта Михаила Плетнева идти в туалет театра оперы и балета - особенное приключение. На вопросы, которые решены во всем мире, вроде жидкого мыла и туалетной бумаги, не говоря о сантехнике и прочем, у нас вечно нет денег.

    Острый вопрос - кадры. Во время фестиваля добросовестно трудятся все техники и администраторы воронежских театров и концертных залов. Но судите сами: в райдере московского театра имени А. С. Пушкина - десять монтировщиков. Столько профессионалов этого профиля во всем городе не сыскать. Нет высококлассных звукооператоров…

    - Все это должно заставлять нас яснее видеть проблемы в своем большом доме и наводить там порядок, - добавил Бычков. - Со своей стороны, я вижу, что назрели структурные и организационные корректировки модели фестиваля. Она была придумана в 2011 году, с тех пор объем "продукта" увеличился вдвое, а штат, размер субсидии и вся система управления процессом остались неизменными. Разве что незначительные поправки на инфляцию делались. И если фестиваль нужен нам и дальше в таком масштабе (а все отмечают, что надо сохранить соотношение платных и бесплатных мероприятий, социальную ориентированность), то надо укреплять его структуру. Например, предложений по "Музыке мира" у меня в почте уже сегодня дикое количество - надо отдельного куратора заводить. Все идет к тому, что расширится Платоновская программа, есть минимум 4-5 спектаклей, которые можно пригласить. Не все зависит от нас, творческие коллективы не очень стабильно обращаются к наследию Андрея Платонова. Может быть, нас ждет более удачный год, а за ним последует менее удачный…

    Предстоит меняться и публике. Не только для того, чтобы снобистски "соответствовать престижу" мероприятий, но и чтобы элементарно не мешать друг другу знакомиться с достижениями искусства. Как воспитать фестивального зрителя? Наверное, только "стричь газон и ждать", отвечает директор Платоновского: увы, пока часть воронежских зрителей полагает, что заплаченные за билет деньги дают им право вести себя в зале чересчур вольготно. Зато остальные компенсируют неудобства (а порой и откровенное хамство по отношению к соседям по креслу и артистам) эмоциональным и теплым приемом.

    Справка "РГ"

    В 2014 году событиями IV Платоновского фестиваля удалось охватить свыше 66,5 тысячи человек, из них 44 тысячи побывали на бесплатных мероприятиях - шоу, концертах, выставках, творческих встречах и на книжной ярмарке. На долю последней приходится около семи тысяч посещений. На выставки, которые продолжают работать, уже успело сходить почти шесть тысяч воронежцев и гостей города, причем 1800 - в "фестивальную ночь", когда в музей имени И. Крамского пускали свободно.  Всего было продано 22 тысячи билетов: 14 - на спектакли, по 3,5 - на концерты классической музыки и "Музыки мира" (часть мест бесплатно заняли представители социально уязвимых категорий населения), что позволило получить 17 с лишним миллионов рублей. Общий бюджет Платоновского фестиваля составил порядка 45 миллионов рублей. Помимо уже названных собственных доходов, в сумму вошло около 19 миллионов спонсорских взносов и благотворительных пожертвований. Оставшееся - примерно девять миллионов - было получено из бюджета: один миллион выделило минкультуры РФ, остальное - субсидия правительства Воронежской области. Сайт фестиваля, собравший за две недели праздника более 50 тысяч просмотров, - www.platonovfest.com.

    Прямая речь

    Михаил Бычков, директор Платоновского фестиваля искусств:

    - Нашей целью не является отбор сугубо странных вещей, демонстрация эксперимента ради эксперимента. Идея Платоновского фестиваля - показать многообразие искусства в стилистическом, географическом и содержательном плане. Поэтому мы привозим не только академических исполнителей, но и "Музыку мира", приглашаем коллективы из разных стран, спектакли разных жанров - в этом году был и современный балет Малифанта, и "Устрица", больше похожая на драматическую постановку, и "Войцек", который сделан в хореографическом центре, но от хореографии в нашем понимании далек…

    С точки зрения профессионального театрального процесса, ничего сверхэкспериментального у нас не было. Поверьте, эксперимент выглядит гораздо радикальнее. Такое у нас можно было бы показывать лишь для очень маленькой аудитории, причем специально ее отбирая и готовя - чтобы какой-нибудь патриот не возмутился, как в прошлом году, что эстонские актеры играют на эстонском языке… Мы учли ошибки, постарались точнее ставить возрастные ограничения и подробнее информировать публику. По моим наблюдениям, и качество зрителя все же меняется, люди приходят более подкованными.

    Как настроиться на восприятие непривычного искусства? Не знаю, на мой взгляд, надо просто настроиться именно на то, что оно будет непривычным. Я сам, уезжая в декабре на фестиваль в Тайвань, догадывался, что увижу нечто крайне непохожее на европейские спектакли. Так и произошло. Человек должен захотеть расширить свой духовный опыт и интеллектуальный багаж. Быть открытым, доброжелательным, не примешивать к увиденному дурные стереотипы из прошлого или из "зомбоящика". Все искусство основано на простых и универсальных ценностях. Мы говорим о добре, протестуем против зла и насилия, мы хотели бы давать надежду и свет. Но - не изображая при этом что-то ложно-идеалистическое и приторное, не замалчивая реальные проблемы.

    Поделиться